Ньяя делает акцент на логике и в первую очередь занимается законами мышления, которое основывается на причине и аналогии.
Второй способ – это логическое опровержение шестнадцати категорий логики школы
ньяя, [посредством которых они доказывали истинное существование вещей].
Такую достоверную связь называют нитья анаупадика самбандха и поскольку вьяптиявляется основой логического вывода, в системе
ньяя много внимания уделяется логическим несоответствиям и процессу освобождения условий вьяптиот всех ограничивающих обстоятельств (упадхи нираса).
Но если в вайшешике делается акцент на онтологических проблемах, то в философии
ньяя на первом месте стоит проблема гносеологии.
Слова несут значения, так как в них заложена определённая потенция, поэтому
ньяя уделяет много внимания употреблению слов в предложении.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: акосмизм — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Определение, даваемое в известном толковом философско-логическом словаре «
Ньяя коша»12 созданном в XIX в., толкует термин пратьябхиджня как синоним непосредственного интуитивного восприятия предмета (пратьякша), который обнаруживается как нечто, известное прежде13.
Понятие кармы в логических системах вайшешика и
ньяя сохраняет первоначальное значение движения и действия, но именно этот смысл кармы впервые не просто используется, а подробно исследуется.
В системе
ньяя понятие кармы используется также при объяснении чувственного восприятия.
Система
ньяя тесно связана с вайшешикой.
Ньяя различает два вида познания: достоверное и недостоверное.
Между тем, логический критицизм не является самоцелью
ньяя, как и все школы, она нацелена на освобождение от страдания.
В некотором, так как, пятичленное умозаключение
ньяя, строго говоря, нельзя назвать переходом от общего к частному (дедукция).
Если аристотелевский метод – это подведение частного случая под общий (афиняне – не спартанцы, Эсхил – спартанец, значит он не афинянин – пример дедукции), то в
ньяя доказательство строится на основании «проникновения», «взаимообусловленности», вьяпти(как в примере с огнём и дымом – нет дыма без огня).
В доказательстве существования души
ньяя использует метод «от противного».
В
ньяя сознание не рассматривается как сущность.
В частности, это воззрение школы
ньяя.
Философская школа вайшешика близка к философии
ньяя, разделяя теорию познания последней, но особенно большое внимание она уделяет онтологии.
Поэтому
ньяя –это практичная философия, философия жизни, несмотря на то, что она имеет дело с отвлечённой гносеологией.