Хотелось поэтому надеяться, что и современные
обществоведы будут в состоянии овладеть математикой на уровне, который продемонстрировал автор первой модели роста населения.
На последний вопрос отечественные и зарубежные
обществоведы давали два основных варианта ответа, в равной мере схематичных и идеологизированных.
Скрытая или явная оппозиция горбачевским реформам, убеждённость в том, что перемены носят временный характер и что рано или поздно всё вернётся на круги своя, были далеко не редким явлением в среде
обществоведов.
Мне, специалисту в области информатики, очень трудно удовлетворить профессиональным требованиям и физиков, и биологов, и
обществоведов одновременно, хотя именно их я и вижу своими читателями.
В переводе на обыденный язык это означает, что эти видные учёные‐
обществоведы требуют от коллег соблюдения запрета на иррациональность не только на словах, но и на деле.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: биллонный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Известно, что советские
обществоведы подвергли данный доклад тщательному анализу и конструктивной критике, а также выразили «весьма серьёзные опасения относительно возможности применения в сложившейся ситуации рекомендуемых в докладе мер».
Какой смысл
обществоведы вкладывают в понятие «производитель»?
Какой смысл
обществоведы вкладывают в понятие «право собственности»?
Аналогичная мысль высказывается и в научных текстах: «Естественной функцией учёных
обществоведов является научное консультирование тех, кто облечён правом так или иначе экспериментировать над обществом» (Заславская, 2002, с. 556).
Соблазн завещать научным потомкам рассказ о судьбе коллектива и тем избежать критики профессиональных
обществоведов и возмущения простых свидетелей, чьи воспоминания не совпадут с моим повествованием, велик.
Итак, главные
обществоведы страны не утверждали, что жизнеустройство страны может быть переделано без катастрофы – но тут же требовали его переделать.
Строго говоря, мы должны рассуждать не столько об обществоведении как науке, сколько именно о сообществе
обществоведов.
Подспудный конфликт влиятельной части элиты
обществоведов с властью ускорил сдвиг этой общности на антисоветский фланг, академическое сообщество превратилось в отряд идеологических бойцов.
Аргументация в текстах
обществоведов нередко опиралась на апелляцию к авторитетным писателям-классикам.
Сегодня чтение солидных, академических трудов
обществоведов перестроечного периода оставляет тяжёлое чувство.
Профессиональные историки, философы и
обществоведы активно пользуются указанным термином.
Игнорировалось то, что расхождение взглядов и принципов оценки общественно-политических и экономических реалий служило препятствием для публикации работ российских
обществоведов.
Имеет место сознательная реакция против «естественно-исторического» подхода к революциям, которому отдавало предпочтение предшествующее поколение американских
обществоведов.
Это имеет непосредственное отношение к постсоветскому периоду российской истории и к самой теме эволюции свободы, так как многие отечественные
обществоведы отмечают процесс архаизации массового сознания и многих общественных институтов, который начался в 2011 году и продолжается до настоящего времени [22].
В этих условиях санкционированной задачей
обществоведов стало содействие прогрессу государства: направлять и лишь во вторую очередь критиковать – не говоря уже о том, чтобы останавливать, – процесс императорской рационализации, который использовал эти идеализированные отношения для установления нового режима производственной дисциплины.
Требовалось быть
обществоведом, а для этого требовалось развить целостное научное обществознание.
Его труды внимательно продолжают изучать
обществоведы, историки, политические деятели.
Для выяснения параметров политологической проблемы
обществоведы применяют методику, получившую название фокус-группы, фактически – разновидность полуструктурированного интервью.
С незапамятных времён
обществоведами различного толка, антропологами, антропософами, мизантропами и рвущимися в сверхчеловеки все земляне явно или завуалированно подразделяются на два неравных сорта: на массу (подавляющее большинство), выступающую, несмотря на внутренние разлады, монолитно, и малое количество индивидов, отмежевавшихся, насколько возможно, от государственных программ, публичного энтузиазма, культовой лихорадки и неспособных договориться даже между собой.
Две другие группы
обществоведов свободны от оголтелости и способны рассуждать здраво, соотнося действительный смысл слов с жизнью.
Мою диссертацию первоначально отвергли, поскольку «ничего в мире ничего подобного нет», а советские
обществоведы занимались в основном переносом на советскую почву западных моделей.
Власть обслуживала огромная армия
обществоведов: только научных работников в области исторических, экономических и философских наук в 1985 г. было 163 тыс. человек.
Проницательный
обществовед мог бы добавить, что ни то, ни другое происшествие не повлекло за собой изменений самой системы.
Её девиз, как говорят
обществоведы: «Искусство для искусства».
По мнению известного в XIX веке
обществоведа, зависть имеет все шансы укорениться в среде людей из третьего и четвёртого разрядов.
Добиваться, чтобы
обществоведы постоянно держали в поле зрения новые явления социально-экономической жизни, обеспечивали их глубокое исследование, вырабатывали научно обоснованные рекомендации для центральных и региональных органов управления.
И эта постоянная необходимость научного абстрагирования порождала во многих поколениях
обществоведов чувство своеобразного «комплекса неполноценности», которое они пытались преодолеть – то адаптированным заимствованием математического аппарата для анализа социально-статистического материала, а то и прямым включением естественнонаучных методов в инструментарий социального исследования – «кластерный анализ», «генотипические структуры», некая подозрительная «синергетика».
На одном идеологическом полюсе – коммунизм, который определён лишь в виде самых общих положений, без серьёзных научных попыток их дальнейшего развития, что не удивительно, если на сегодняшний день некоторые видные
обществоведы считают невыясненным даже вопрос о том, что такое социализм, предлагая сконцентрировать усилия на разработке его научной концепции.
Ведущие советские
обществоведы продолжали считать марксистской социологией исторический материализм вкупе с научным коммунизмом, которые объясняют все общественные процессы с исчерпывающей полнотой и не нуждаются ни в каких дополнительных научных подпорках.
Дело заключается в том, что принуждение
обществоведов к использованию английского языка там, где в том нет очевидной необходимости, свидетельствует о восприятии продукта научных исследований как товара.
Вот, например, пишется история одного маленького отряда, «методологического сообщества» (или «игропрактиков» – тех логиков и вообще
обществоведов, которые занимались разработкой деловых игр).
Несмотря на желание объяснить социально-психологические процессы только экономической целесообразностью, можно отчётливо наблюдать, как раскрываются в анализе одного из наиболее известных
обществоведов психологические механизмы, на которых основана современная рекламная деятельность.
Молодой
обществовед быстро защитил кандидатскую диссертацию и устроился в один из вузов, однако его придерживали из-за анкетных данных.
Пока же мы вынуждены констатировать сознательное или неосознанное, но в любом случае ничем не оправданное пренебрежение
обществоведами старого, но все еще эффективного компаративного метода для оценки нынешнего этапа становления капиталистической системы на постсоветском пространстве.
Почти во всех вузах сформировались кафедры политологии, произошла соответствующая переквалификация многочисленного слоя
обществоведов, появилось немало учебных пособий в этой области знаний.
Философы и
обществоведы превратно толковали это неведение как незначительный изъян, которым можно более или менее пренебречь.
Но сегодня кажется необъяснимым, что тогда это не было зафиксировано ни в общественном сознании, ни в самосознании
обществоведов.
Помимо обычного преподавания,
обществоведы обслуживали огромную сеть политического просвещения.
Но тогдашние
обществоведы этого не изучали, и наши сведения о структуре и философской базе этих институтов обрывочны – вот что важно.
Из объективных наблюдателей
обществоведы, не понимающие истоков используемых ими категорий, невольно превращаются в одну из сторон конфликта.
Современные южно-азиатские
обществоведы редко обладают достаточной подготовкой, чтобы превратить эти концепты в источник критического осмысления актуальных процессов.
Однако этот высокий уровень централизации ставил перед центром дилемму, которую
обществоведы называют проблемой агентности.
Поскольку советскую систему нельзя подвергать научному анализу, советские
обществоведы превратились в апологетов этой системы и сохранили научный подход только в технических вопросах, связанных с производством, распределением, организацией и т. д.
На протяжении всей второй половины XX века заокеанские
обществоведы сохраняли неизменный исследовательский интерес к проблеме демократии, хотя степень его интенсивности менялась от одного периода к другому, как менялась и эмоциональная окраска этого интереса.
Они обратят внимание своих коллег, погружённых в „общественное“ и „символическое“, на чудовищную трудность рассмотрения объектов, которая требует от
обществоведов принять радикальное смешение предметов, что придаст дисциплине больше сходства с остальными общественными науками.