И вот уже с другой стороны появляется потный, возбуждённый
окладчик.
Если
окладчик установит, что не все звери убиты, загон производят повторно.
Разбор и верстанье служилых людей производились посредством допроса их выборных представителей, которые назывались
окладчиками.
Эти присяжные
окладчики показывали об уездных служилых людях, кто каков отечеством и службою, каковы за кем поместья и вотчины, к какой кто годен службе, к полковой, походной, конной или к городовой, осадной, пешей, сколько у кого детей и сколь они велики, как кто служит, является ли в поход с надлежащим служебным нарядом, т. е. с положенным количеством ратных людей и коней и в узаконенном вооружении, «кто к службам ленив за бедностью и кто ленив без бедности», и т. п.
Здесь они выбирали из своей среды
окладчиков – людей надёжных и сведущих, человек по 10, по 20 и более на уезд и приводили их ко кресту на том, что им про своих товарищей сказывать производившим разбор или верстанье командирам или уполномоченным обо всём вправду.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: отвалка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Можно думать, что в подборе звеньев этой цепи, как и в поруке
окладчиков, участвовало соседство по землевладению.
Со временем уездные дворянские общества приобрели и некоторое политическое значение: уездные дворяне всем городом обращались к государю с челобитьями о своих нуждах; дворянские
окладчики являлись депутатами на земских соборах и ходатайствовали перед центральным правительством о нуждах своих обществ.
Десятый уездного дворянства XVI в. с отмеченными в них отзывами
окладчиков дают много выразительных указаний на успех, с каким развивался этот дворянский пролетариат.
Свои выборные
окладчики проверяли имущественное положение земляков; они знали, за кем сколько четей, кто в какую службу годен, может ли привести с собой своих кабальных людей или нет; с их слов дьяки писали, у кого поместье мало или пусто без крестьян.
Последний принимал людей по спискам, снова вызывал
окладчиков, которые поручались за каждого земляка, что он станет служить так, как ему по поместью надлежит, раздавали всем жалованье и расписывались.
Иногда предоставлялось
окладчикам отбирать беднейших людей и отправлять их на службы поближе, избавляя от дальних походов.
Так, встречаем выражения
окладчиков: «собою молод и окладу того стоит».
Если
окладчики говорили, что он своею головою добр или середний, это значило, что он имеет хорошие материальные средства и хорошо ведёт своё земельное хозяйство, имеет хорошее вооружение, коней, боевых холопов, словом, хорошее походное обзаведение и способен нести добрую походную службу.
При этом
окладчики показывали, кого нет и по какой причине в «нетях»; тут делались новые списки «нетям» и «естям».