Такое значение
отчины находило опору в постановлении одного княжеского съезда.
Эти области и стали считаться
отчинами отдельных княжеских линий.
Пусть делят
отчины, съезжаются, глаза один другому вынимают, воюют, снова мирятся.
Разве не на одной земле живём, разве не за общую
отчину у нас сердце болит?
Было принято решение прекратить усобицы и провозглашён принцип «каждый да держит
отчину свою».
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: вкрапливаться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Эти наблюдения полностью соответствуют концепции «люди вольные –
отчина великого князя», точнее, её новгородской интерпретации.
Скоро ты, наконец, будешь в родной
отчине и посреди родных людей! – князь было протянул руку, дабы отечески коснуться плеча юного княжича, но тот уклонился, смерив родственника полным презрения и гнева взглядом.
Так
отчина имела первоначально генеалогическое значение: под этим словом разумелось место среди родичей на лествице старшинства, доставшееся отцу по его рождению и им переданное детям.
– Как подумаешь: каждую минуту могут татары навалиться, сёлы пожечь,
отчины разорить, всё княжество вытоптать, – не могу винить.
Увидев себя в новом положении, московский государь нашёл недостаточным прежний источник своей власти, каким служила
отчина и дедина, т. е. преемство от отца и деда.
–Очень внимательно. Только не понимаю, с чего ты взял, что я отцовой
отчины искать пришёл? Ведь я об этом ничего не говорил.
Союз князей устанавливает отношения князей и к таким землям, которые не были
отчиною какой-либо линии княжеского рода: в 1196 г. все князья предоставили новгородцам право выбирать себе князя, где хотят.
Но то были «тихие» отъезды, когда государю московскому не доставались
отчины литовские русских православных князей.
Это условие было необходимо не только потому, что князья имели особенную способность переходить из службы от одного князя к другому, но и потому, что верховные князья областей, принимая на службу князей, давали им во владения свои города, и таким образом, после такого пожалованья, если не было бы вышесказанного условия в договорных грамотах, князь, переходя в службу, переходил бы с чужими
отчинами.
Их блюли архипастыри, которым перепоручили последние потомки великого рода, чтобы наследие не покинуло
отчины.
Советская идеология напрочь отринула понятия
отчины, родословной истории.
Стоит ли, продолжал царь, «с королем ныне мир вечный делати», если «вперед уже через крестное целование своих
отчин искати нелзе», ибо «крестного целования никак нигде порушить» нельзя?
Это виделось в знаменитой летописной фразе «каждо да держить
отчину свою».
Лишь одно правило более или менее обозначилось здесь в течение двух последних столетий: едва заслыша приближение смерти, отец по духовному завещанию передаёт
отчину своим сыновьям, оговорив до последнего межевого столба все выгоды и размеры уделов, считаясь единственно с иерархией старшинства, и, как издревле повелось, вскоре после кончины отца сыновья ввергаются в братоубийственную резню, чтобы переделить уделы по-своему, не по очерёдности и праву рождения, а по праву и убедительной силе меча.
По дедине и
отчине именно он имел право на киевский стол.
Он не только не утрачивает наследственной
отчины, но и увеличивает, приумножает её, причём приумножает не жестокими битвами, не лютым кровопролитием, а единственно редким умением использовать благоприятные обстоятельства, подчас недвусмысленным нажимом своих дипломатов, подчас неисполненной, однако вполне реальной военной угрозой, а большей частью сообразительностью и ловкостью оборотистого хозяина, предприимчивого дельца, свойство, издавна отличавшее московских великих князей.
Золотились-де купола на белокаменных соборах, учинялись в теремах весёлые пиры и многолюдные праздники, во время которых прямо-таки ломились от яств и питий столы, пестрело в глазах от ярких цветастых саянов[3], летников[4], убрусов[5] молоденьких жён и красных девиц, а былинные богатыри славились своей храбростью и в любой миг готовы были грудью встать на защиту любимой
отчины и дедины.
Но не забывай, кто берег
отчину, когда ты воевал за морем.
И все они составляют единое целое, имя которому – русская
отчина.
Слуг храбрых и умелых вырастить для
отчины хочу, а не графьев и королей новых.
Разве дело это, коли с людьми ратными, живот свой за
отчину кладущими, простые смерды равняются?
Но, скорее всего, жадный король просто возжелал славянских
отчин!
Не имея генеалогической
отчины, он лишался права и на территориальную, т. е. терял участие в очередном владельческом порядке как не попавший в очередь.
– Уже не убивай её ради дитя сего, но восстанови
отчину её и дай ей и сыну своему.
Воин овладел мечом и ратной сноровкой, и ныне надлежит ему блюсти честь и рубежи
отчины своей.
А у тебя, княже, и по
отчине найдутся!..
Днями он крутился во дворе, чинил погреб – укреплял стойки, латал одрину, копался в огороде, но дела хозяйственные были ему неинтересны, вся его рязанская сущность хотела одного: быть полезным
отчине.
– Эко,
отчиной пахнуло, аж горло перехватило!
Не указывать, а слушать, не для
отчины величия добиваться, а вольницу боярскую покрывать…
– Небогато дедина и
отчина одарила тебя! На, спрячь. Считай, что эти денежки подарил я твоей сиротке. Садитесь, будем есть кашу. Теперь вы в нашей артели.
Но государю было очень важно, чтобы русские православные князья, владетели старинных
отчин, не боялись московских завоеваний.
Ответ был прежний: «Захочет наша
отчина бить нам челом, и она знает, как бить челом».
Послы сказали на это: «Положите на своём разуме: для чего господарю нашему своей
отчины отступиться и в полную писать?» Бояре опять разбранились с послами, и те уехали на подворье.
Отчина встретила его неласково.
А господа в другую
отчину выезжали, и на другой день у них был отъезд положен.
И… И, что это за дерзость, когда представители моей
отчины являются ко мне, будто чужестранные послы!?
Жители моих
отчин могут ездить по моей земле без всяких грамот.
У них, детей и дитятей детей, и мужнего и женского пола, на сибирских землях, или на расейских просторах тоже не нажилось
отчины, сколько-нибудь годной для передачи в наследство многочисленному потомству.
Легко заметить, что территориальное значение
отчины облегчало распорядок владений между князьями, запутавшимися в счетах о старшинстве.
Презревши
отчину свою, где дом родимый был.
Погостит маленько да в свою
отчину отправится.
Казаки возражали: «будет вам велел государь тех полонянников взяти у нас сильно, и вы-де у нас возмите из крови, а мы-де, их пересёкши, пойдём куды очи несут, уж то-де у нас готово продало…» На это посол попытался возразить: «отъездом вам государю грозить не пригоже, холопи вы государевы и живёте на государеве
отчине».
И тот «тако рече великого князя словом: “Что еси нам бил челом от нашего богомольца и от нашие
отчины, и яз пожаловал”»9.
– Княже, дозволь в
отчину съездить, батюшке с матушкой поклониться! Понеже о пяти вёснах разлучны мы. Не ведаю, живы ли старики мои?