Благословлял
пасомых не спеша, внимательно и с любовью смотрел людям в глаза.
Ответственность священника за души
пасомых требовательно призывала в те тревожные годы искать новые формы апологетической деятельности.
Итак, помолимся, братия, чтобы и нам сподобиться быть
пасомыми вместе с ними или, по крайней мере, водвориться на месте оного блаженного наслаждения и покоя их, ибо хотя мы и не достигли состояния святых и недостойны славы их, но можем не лишиться рая, если будем внимательны и понудим себя немного.
Исповедь является как бы почвой всего христианского делания, основное выражение любви
пасомых к пастырю и пастырей к высшим руководителям христианской жизни.
Я служитель церкви, – да бегу от корысти, как от огня, да будет моим первым и высшим утешением то благо, которое я мог бы принести
пасомым своим служением.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: сократимый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Несомненно, свои писания святитель рассматривал не только как средство утешения и обличения
пасомых: он считал своей священной обязанностью просвещать их в вере.
Одно это – уже духовное назидание пастырям и
пасомым настоящего времени!
Он намерен пасти и иметь
пасомых, он намерен завладеть кошельком епархии и собрать вокруг себя покорное стадо бедных и голодных собратий.
Согласимся, при таких чертах характера и личностных качествах трудно оставаться исключительно
пасомым лицом, на которого списывают чужие неудачи105.
По смыслу речи пресвитеры, или старшие, противополагаются
пасомому стаду и увещеваются пасти его смиренномудренно, без увлечения своими правами.
Но каким же образом воздействие пастыря на волю
пасомого можно совместить с учением о свободе воли, если оно простирается непосредственно на волю?
Но за это короткое время он необыкновенной кротостью своего характера, редкой деликатностью и участливым вниманием к нуждам
пасомых успел сродниться со своей паствой и снискать всеобщую самую искреннюю любовь.
В последние годы привычен стал такой его образ: педантичный наставник, строго следящий, чтобы духовная жизнь
пасомых пребывала в жёстко очерченных рамках.
Это потому, что пастырь, образец, пример
пасомым, должен нравственно быть выше их.
Другие считают это второстепенным в пастырстве, а главным считают руководство
пасомых и расширение проповедничества.
В него уже сейчас большинство людей не веруют, а в будущем и вовсе религия станет просто доходным делом где пастырь будет выгодно стричь своих
пасомых овец, а те будут радостно блеять в своём неведении.
Пастух бессловесных с полной властью может заставить
пасомых принять врачевство, даже применив силу, удержание, связывание и пр., да и болезни у скота чаще бывают явны.
Песочные холмы с тощими растениями постепенно возвышаются; появляются стада,
пасомые детьми бедуинов.
Но теперь, когда в христианское общество члены его вступают не по добровольной и самоотверженной убеждённости, но пребывают в нём нередко с чисто языческим настроением духа, во время преобладающего равнодушия к спасению задача каждого пастыря заключается не только в поддержании духовной ревности
пасомых, но и во внедрении таковой на место прежнего духовного окаменения.
Влияние души пастыря на
пасомых зависит главным образом от степени его преданности своему призванию, от его ревности к возгреванию благодатного дара.
Но если даже некоторые решаются принять на себя пастырские обязанности с более серьёзною, по-видимому, целью – влиять на души своих будущих
пасомых, то и это не есть ещё ручательство достойного пастырского служения.
Они смотрят на пастырское служение не как на духовное сочетание пастыря с паствой, а как на подвиг послушания, в смысле только исполнения известных обязанностей и правил без усвоения духа пастырского, а потому при всей ценности своих нравственных качеств они являются для
пасомых тяжёлыми, чиновниками.
Нарочитая необходимость для пастыря искренности обусловливается ещё тем, что без неё он неспособен будет быть проповедником, так как только искренность и сострадание к ближним сближают пастыря с его
пасомыми настолько, что он начинает хорошо понимать их душевную жизнь и настроенность.
Третье искушение пастыря составляет стремление производить на своих
пасомых впечатление своею личностью.
Если он не находит взаимности, то скорбит только о чёрствости
пасомых, но не о себе.
Лесть и прославление со стороны
пасомых даже тяготят его; потому некоторые христиане и епископы бежали в пустыню от этой славы.
Особенно пастырю нужно любить
пасомых самою искренней любовью; нужно, так сказать, всегда носить их в своём сердце и, как мать младенца, согревать их там всегдашнею молитвою веры и любви.
Нужно побуждать
пасомого к участию в выявлении возникающих проблем, к рассмотрению вопроса о том, что можно сделать для решения каждой из них и в каком порядке их следует преодолевать.
Внутренняя – это духовное окормление
пасомых.
Некоторые пасторалисты обращают центр своего внимания в нашей науке на освещение вопроса о зарождении и развитии пастырского духа, говорят об элементах пастырской духовно-благодатной жизни, передаваемой
пасомым.
Наставление
пасомых – его прямая обязанность и право.
Из общей духовной педагогики она заимствует специально пастырские переживания преимущественной любви, права и обязанности нравственного воспитания
пасомых и другое и наблюдает во всех видах пастырского служения отпечаток личности пастыря.
На поприще церковного служения они нередко неопытны и тяжелы для
пасомых сухостью и чёрствостью.
Колебания воли
пасомые прощают своему пастырю при его немощах, но измену убеждениям – никогда.
Под это определение душепопечения без натяжек может подойти пастырство всевозможных религиозных направлений и оттенков: попечителями душ
пасомых одинаково считают себя церковники-обновленцы, ксендзы, пасторы, сектантские пресвитеры, или «старшие братья», магометанские муллы и языческие жрецы.
Из собора все расходились с чувством восхищения простым и дружелюбным архипастырем, который пришёл не господствовать, но послужить
пасомым.
Именно поэтому, чтобы не испугать душу прежде времени этой сермяжной правдой о сложности крестного пути, эта правда раскрывается
пасомым очень бережно и постепенно по мере душевно-духовного роста и готовности ума к её принятию.
Но если епископ не входит в близкое общение с паствою, если его слово не доходит до сердца
пасомых, если он безучастно относится к безпомощной бедноте, то никто не принесёт ему и жертвы на благотворительность.
Грустно, когда у тебя продолжительное время нет
пасомого.
И нас, в духовной академии
пасомых, уже ничем не удивить!
Проповеди их
пасомые почти никогда не слышат, батюшки держат себя “барами” и с барами только знаются, мужичка держат на кухне по целым часам.
И как думать о священниках, вынуждавших своих
пасомых идти в подкопы, в самосожжение?
Пасомый вошёл в комнату и повернул запор на ручке двери.
– Разные вещи бывают на свете!.. Но я полагаю, ваше преосвященство, что тот пастух и почитается больше, который умеет применяться к характеру
пасомых!..
Растворить грань между своим сознанием и разумом
пасомого и, отринув сомнения, кинутся в пучину беззакония с протянутой для спасения рукой…
Мало-помалу, с годами, они забывают даже то, что находится в хрестоматиях, и вместо того, чтобы возвышать
пасомых до своего уровня, незаметно уподобляются им, впитывая в себя всё их предрассудки и заблуждения.
Если не считать новейшего оружия, коему не одна сотня лет: благомразие аудиторий и злоусмотрение
пасомых.
Если интеллектуальная верхушка современного общества отвергает христианство сознательно, как ненужное для себя бремя ответственности, то
пасомые массы принимают отсутствие нравственных ценностей, духовную пустоту за данность.