Для установления равновесия первое
полустишие стремится расшириться, раздвинуться.
Позднее два
полустишия стали связывать до пятидесяти раз, так возникали целые поэмы из ста частей.
Присмотревшись к расположению ударений в чистых формах 1‐го и 2‐го
полустиший 13-сложника, легко заметить, что некоторые их сочетания образуют правильные силлабо-тонические размеры.
Потом она зевнула, подпёрла высокий лоб длинной белой рукой, заменила
полустишие, казавшееся ей бесцветным, и стала писать дальше.
Для метрики значение рифмы заключается в том, что связанные рифмой стихи или
полустишия соотносятся друг с другом в большей степени, чем с остальными стихами, и соизмеримость их ощущается больше.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: произрастить — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
На этот раз учитывались
полустишия с силлабо-тоническим ритмом не только в чистых, но и в нечистых формах.
Вернее считать, что
полустишия сочетаются свободно, без сколько-нибудь отчётливых ритмических тенденций.
Может быть, это можно объяснить влиянием на 1‐е
полустишие 2-го, с его хореическим и амфибрахическим ритмом.
Разумеется, все эти изменения находятся в прямой связи с изменениями, рассмотренными в предыдущем параграфе: падение ямба и анапеста – прямое следствие падения женской цезуры, которая одна позволяла первому
полустишию иметь ямбическое или анапестическое звучание.
Закономерен и другой вопрос: нет ли у тех или иных ритмических форм
полустиший преимущественного тяготения к 1‐й или ко 2‐й строке дистиха?
Из ритмических вариаций отдельных силлабо-тонических
полустиший стоит привести цифры по вариациям 4-стопного хорея, которые могут послужить сравнительным материалом для ранней истории русского силлабо-тонического хорея (таблица 7).
Цезурованными считались строки со словоразделом через два слога после первого икта; в обычном стихе с двусложной анакрусой и двусложным окончанием этот словораздел разделяет стих на два пятисложных
полустишия – для истории стиха такие строки важны тем, что от них пошёл ритм так называемого кольцовского пятисложника: «Что, дремучий лес, Призадумался…».
Двое поэтов составляли каждый своё
полустишие самостоятельно, затем их «соединяли», часто меняя порядок: вначале 7–7, а затем 5–7–5.
Наиболее употребительным в народной поэзии является трехиктный стих с двухсложной (по большей части) анакрусой и двухсложным (по большей части) окончанием – былинный стих; менее употребительны двухиктный стих и четырехиктный стих (делимый цезурой на два двухиктных
полустишия).
Остальные ритмические вариации
полустиший или не разлагаются на силлабо-тонические однородные стопы (1–4–6, 1–6; 2–5–7, 2–4–7, 2–7), или разлагаются двояко (6: «Дванадесятолетна» – можно читать и как ямб, и как анапест; 5: «Удовлетворите» – и как хорей, и как амфибрахий).
Как правило, строфы, полустрофы, строки и
полустишия сокращаются от начала к концу: вторая их половина не может иметь больше слогов, чем первая.
Опыт оказался неудачным: «александрийская» цезура ломала стих пополам, тождество
полустиший усиливалось постоянством мужских окончаний, всякое подобие диподической структуры исчезало.
Например, установку на незатрудненное произнесение («сладкозвучие») демонстрирует требование автора с осторожностью пользоваться многосложными и односложными словами, избегая
полустиший из одного слова или «целого стиха из одностопных слов».
Первый бейт в газели, как и в касыде, несёт основную рифму в обоих
полустишиях, сохраняемую далее в окончании каждого стиха-бейта, а число бейтов колеблется от пяти до двенадцати-пятнадцати.
Иначе говоря, словораздел проходит по одному и тому же месту в строках разной длины, и левое
полустишие всегда имеет одинаковое число слогов.
Газель – стихотворение в восточной поэзии, в котором рифмуется первый бейт (двустишие), далее рифма сохраняется во всех вторых
полустишиях каждого последующего бейта.
Количество слогов в
полустишиях может быть совершенно разным, ударения не упорядочены.
Хусаинов останавливается на чередовании 10- и 9-сложника (при этом словораздел в таких строках обычно проходит после четвёртого и второго слога: 4+2+4 и 4+2+3), упоминая и чередование 8- и 7-сложника, где 8-сложный размер складывается из разделённых цезурой
полустиший по четыре слога или в пять и три слога длиной (стр. 16, 19).
Первый пример показывает, как мысль, выраженная первым членом стиха, находит своё синонимическое отражение во втором: каждому слову первого
полустишия поэт находит синонимы во втором.
Стихотворение написано амфибрахием, который в каждой строке организован с помощью комбинации (наподобие гекзаметра, передаваемого аналогичной формой дактиля) двух трёхстопных
полустиший (из которых первое с женской клаузулой перед цезурой).
Руба‘и состоит из четырёх
полустиший, пишется только особыми вариантами одного метра (хазадж), и рифмуется по схеме а-а-а-а или а-а-b-а.
Если руба‘и как нельзя лучше подходило для иронического описания неудачи в любви, эпиграммы и философского афоризма, то пристрастие персов к пространным повествованиям нашло выражение в создании и культивировании формы маснави (букв. «сдвоенный»), получившей своё название благодаря парной рифмовке
полустиший бейта по схеме аа – bb – cc и т. д.
Преобразование 12-сложника в чередующиеся 8- и 4-сложники признаётся более вероятным, чем распадение двенадцатисложной строки на два
полустишия равной длины, так как цезура после шестого слога в башкирском стихосложении неустойчива (стр. 88).
А
полустишия отделяются друг от друга то простым пробелом, то чёрными завитками, а то и красными…
Очень близки по своей структуре назывное предложение «Глушь и снег…» и безличное предложение «Скучно, грустно…», которые являются
полустишиями, начинающими стихотворную строку и которые завершаются многоточиями.
Это определяет те места, где отклонения оказываются наиболее частыми: начала и концы
полустиший, т. е. места сочленения двух фрагментов.
Поэтому каждый стих и
полустишие здесь рассчитаны на двойное восприятие: в контексте исходном и в контексте новом, центонном.
Что ты способен порождать не более двух-трёх
полустиший за раз.
Диалогические части переданы гекзаметрами, составленными обычными способами, а хоровые партии – вторыми
полустишиями гекзаметров в произвольной последовательности, дающей связный смысл.
Все эти слова… прекрасно изображают медлительность и осторожность: за пятью длинными, тяжёлыми стихами следует быстро
полустишие: «Хвать друга камнем в лоб».
Арабскую стихотворную строку представляли как бейт – бедуинскую палатку с двускатной крышей, каждая сторона которой составляла
полустишие.
Полустишие делилось на стопы, а стопа – на «завязки» и «колышки», то есть разные сочетания длинных и коротких слогов.
В последующих бейтах рифмуются вторые полустишия-мисра (первое
полустишие свободно от рифмы).
Если в стихе есть явная или скрытая цезура, то в нём может появиться вторая, более слабая ритмическая волна, начинающаяся перед цезурой («малая ударная константа») и распространяющаяся на первое
полустишие.
Однако, сочетаясь в целые стихи, чистые формы
полустиший будут давать лишь немногим более 50 % чистых целых стихов; а сочетания стихов в двустишия дадут ещё того меньший процент чистых двустиший.
При этом в большинстве случаев эмпирические цифры даже отстают от теоретических: силлабо-тонические
полустишия не стремятся сцепляться друг с другом и охотно смешиваются с «разнородными формами».
Вскоре после того, как танка превратилась в стандарт стихосложения, возникла тенденция «разбивать» её на два
полустишия, 5–7–5 и 7–7.
Есть правильность и в сообщённом примере: в нём – три ударения на первом
полустишии и два на втором, три на третьем и два на четвёртом.
Аналогично подходит к этой метрической проблеме и автор [Фаткуллина 2007], говоря о строфе кубаира, народного эпоса, для которого свойственно «строение в размере 7–7, деление стиха цезурой на два
полустишия, метрическое и синтаксическое сходство ритмико-интонационных периодов, синтаксический параллелизм, образующий систему рифмовки и мелодику строфы» (стр. 8).