Произвольный сбор
полюдья мог привести к новому выражению недовольства подданных.
– Боюсь, как бы смерды не придумали какую-нибудь каверзу. Недавно здесь дружина в
полюдье шла…
Полюдье собиралось путём объезда князьями и дружинниками подвластных территорий.
Не несёт в себе элементов ни феодализма, ни рабовладения и отчуждение прибавочного продукта как таковое, даже в относительно развитых и упорядоченных формах
полюдья.
Эти функции выполнялись в ходе
полюдья –ежегодного объезда князя и дружины подвластной территории для сбора дани и осуществления княжеского суда.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: соколиха — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
С помощью дружины князь осуществлял
полюдье– периодический объезд подвластных земель с целью сбора дани.
Полюдье длилось от осени до весны и кто утонет на переправе, кого конь убьёт, если шарахнется от выскочившего из-под копыт перепуганного зайца, кто упьётся на отдыхе так, что утром уже и не отольёшь…
Судя по летописным источникам рассвет системы
полюдья приходится как раз на середину XII века, а остаточные её следы ещё встречаются в грамотах XIV–XV вв.
Но она же пошла на своеобразную реформу, установив порядок и размеры
полюдья.
За эти немногие недели, как князь в
полюдье ушёл, молодой дружинник исхудал и под недавно ещё ясными глазами его залегли синие тени.
Политическая функция
полюдья заключалась в укреплении великим князем и всей дружинной корпорацией своей власти и границ своих владений, принятии знаков верности и отражении вражеских набегов.
Ещё с весны, как началось
полюдье и выяснилось, что далеко не все данники довольны пришлыми варягами, князь осознал, что вечно полагаться на силу всё ещё бодрого к походам, но уже изнеженного воинства он не может.
Дань приняла форму натурального налога, а
полюдье стало налоговой кампанией.
При недостаточном развитии в XII–XIII вв. государственного аппарата основной формой управления подчинёнными князю территориями являлось
полюдье.
Эту дань он собрал во время
полюдья осенью 945 г.
Он ввёл христианство, установив обязательное отчисление десятой части
полюдья (сбора дани) в пользу православной церкви.
Дань называлась
полюдьем, так как основная масса членов племени именовалась «люди».
Полюдье русов было куда страшней хазарского.
Сбором податей занимается уже не сам князь с его дружинниками (хотя поездки князей в
полюдье ещё долго не прекратятся), а специальные служилые люди – тиуны и огнищане.
Эти пункты становились местом сбора дани, местом, куда мог в ходе
полюдья приехать князь, «творя суд и расправу».
Члены княжеской семьи – великий князь и его сыновья – понимали своё обладание киевским столом как семейную прерогативу на собственность (в виде
полюдья и даней), переходящую из рук в руки по праву наследования.
– Гм. Ладно, как бы ни называлось, но тебе надо добраться до князя или хотя бы до княжеского тиуна. Он два раза в год объезжает эти края, собирает
полюдье.
Только у нас в
полюдье уезжали на зиму, а короли кочевали по стране летом.
А значит, весьма вероятно, пожелает держать её в заложниках самое меньшее до конца
полюдья.
Князь не обходил
полюдье, но в той зоне, которую оставил за собой, своим присутствием обеспечивал порядок, судил и рядил, подсказывал светлым князьям, что нужно сделать для развития их земли.
Возвращаясь к двум достоверно нам известным
полюдьям руси X века, киевскому и новгородскому, хотелось бы сделать попутное замечание о происхождении их названий.
– Это ещё древние князья устроили, когда в
полюдье ходили.
Однако заметим, что время его рождения – ноябрь – совпадает со временем традиционного княжеского
полюдья.
Она отменила
полюдье, которое было обычным и опасным зимним путешествием киевского князя для сбора ежегодной дани.
В
полюдье великий князь отправлялся со своей дружиной.
Динамичность «странствующей» государственной машины в немалой степени содействовала становлению такого типа феодального государства, в котором, по крайней мере, в период
полюдья, глава его был конкретным вершителем дел на местах.
Началось всё ещё в том году, аккурат через месяц после прошлого
полюдья.
Я всех их старейшин знаю, тех, что меня уже десять лет в
полюдье принимают и дань мне дают.
Допустим, что
полюдье там старого уклада и прочих обрядов, а событуют – связи между собою какие-то поддерживают?
В неразумность многоопытного князя, всю свою жизнь совершавшего
полюдье и в совершенстве знавшего все сопряжённые с ним традиции и обычаи, верится слабо.
Полюдье сопровождалось ритуальными действиями – торжественными клятвами в верности, пирами, охотой…
Их повинности ограничивались ежегодным
полюдьем.
– А хоть бы и нас снесло, – проворчал кто-то, – тогда б
полюдье платить не пришлось.
А как князь с
полюдьем поедет?
– Смотри, учись, – говорил он княжичу, –
полюдье дело наиважное, вся власть княжеская им держится.
Весь путь по древлянским землям во время
полюдья занимал около полутора месяцев, если не возникало непредвиденных ситуаций.
Это для маскировки – чтобы эти, которые от князя на
полюдье ездят, на него не позарились.
Этот поход, который можно было бы на древнерусский манер назвать
полюдьем (сбором дани), проходил гладко до тех пор, пока асы не зашли далеко на юг и не встретили индское племя, которое слышало другую версию событий.
– Да вот
полюдье закончим, так и в поход. Ты не разучился ещё ратать?
Впрочем, какие «местные» – большинство верховой стражи было собрано кто откуда, особенно сейчас, когда настоящие местные разъехались в так называемое
полюдье.
– От холопов никакого прибытку нет, а ещё князю, по зимнему
полюдью приходящему, всё самое лучшее отдай, с чем сам остаюсь.
Но следует заметить, что в своё время погост был больше оторван от княжеского центра, больше предоставлен сам себе, чем становища на пути
полюдья, а потому в силу этого да ещё из-за постоянных набегов кочевников погост обзавёлся своей крепостицей-острожком, со своим постоянным гарнизоном.
Может продали какому-то залётному купцу и надеялись, что до начала
полюдья успеют возместить недостачу, а может реально не смогли, может мор среди животных был.
– Ага, – возразили ему, – князь наших дел не разумеет. Снесло, не снесло, а
полюдье подай вовремя.
Он считал её реформатором, осуществившим административно-налоговую реформу и отменившим грабительское и бесконтрольное
полюдье.