Афазия, как нарушение речепроизводства и
речевосприятия, затрагивая различные компоненты процесса понимания речи, может по-разному отразиться на нём в зависимости от её механизма и первичного дефекта.
Основания этих трудностей в том, что два указанных направления моделирования – речепроизводства и
речевосприятия – охватывают каждый свою область и не стыкуются между собой.
Их анатомия и физиология вполне годились для
речевосприятия и речепроизводства: слуховой аппарат имел подходящие характеристики сенсорного диапазона, а морфология ларингса и тонко настраиваемый механизм контроля воздушного потока давал возможность производства серий сложных звуков.
Названные разработки модельного описания речепроизводства и
речевосприятия представляют собой линию психолингвистических исследований, имеющую, кроме теоретического, и практическое значение, например, при работе с речевыми нарушениями; при разработке проблем искусственного интеллекта.
При всех формах афазии обнаруживается худшее понимание глаголов по сравнению с существительными, что можно объяснить сложной семантической структурой глагола и его особой ролью в процессе речепроизводства и
речевосприятия.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: эльзаска — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Отметим, что разработки модельного описания речепроизводства и
речевосприятия представляют собой линию психолингвистических исследований, имеющую, кроме теоретического, практическое значение, например, при изучении речевых нарушений; в кибернетике при решении проблем искусственного интеллекта.
Изучение механизмов развития языковой и речевой способности, процессов
речевосприятия и речепорождения проходило через исследование взаимоотношений речи с сознанием и подсознанием, эмоциями и интеллектом.
За прошедшие три-четыре десятилетия в психолингвистике и нейролингвистике накоплен большой теоретический и экспериментальный материал по проблеме исследования процессов речепорождения и
речевосприятия, отражающий основные закономерности процесса реализации речевой деятельности.
По мнению ряда авторов лингвистического направления, процессы
речевосприятия и речепроизводства является не чем иным, как реализацией языковой программы, при этом переход от языкового правила к языковому действию обусловлен определённой системой норм, принятой для данного языка [Зиндер, 1958; Зимняя, 1973; Леонтьев, 1991 и другие].
Другие исследователи полностью отвергают теорию моторного
речевосприятия.
Кроме того, работа со взрослыми людьми позволила получать научные данные за укорочённые (по сравнению с детьми) сроки времени, в силу интенсификации процесса обучения, которая кристаллизовала механизмы
речевосприятия и речепорождения.
Мы подчёркиваем влияние эмоций на психофизиологические и когнитивные процессы, речевую деятельность и речевое поведение человека, его языковую и речевую способность, механизмы
речевосприятия и речепорождения и в конечном итоге на реализацию самой знаковой (языковой) системы, а также на свойства и состояния личности, её коммуникативные функции, общение и межличностные отношения, которые имеют самую непосредственную причастность к речи и рассматриваются нами как непременные речевые составляющие.
Отметим, что разработки модельного описания речепроизводства и
речевосприятия представляют собой линию психолингвистических исследований, имеющую, кроме теоретического, и практическое значение, например, при изучении речевых нарушений, в кибернетике при решении проблем искусственного интеллекта.
Эту систему обучения можно назвать как лингвопсихологической, так и психолингвистической(мы рассматриваем психологию речи и психолингвистику в их концептуальном синтезе), так как ориентирована она на развитие языковой и речевой способности человека, процессов его
речевосприятия и речепорождения через раскрытие механизмов их функционирования.
Основными теориями, объясняющими процесс восприятия речи, являются сенсорная и моторная теории
речевосприятия.
Двумя основными направлениями «речевой» работы являются формирование экспрессивной речи (процессы говорения и письма) и им-прессивной речи (процессы
речевосприятия).