Также в наставлениях учителя
рэнга есть слова о том, что за день до поэтической встречи тебе следует успокоить свой ум и просмотреть сборники стихов.
Составление длинных
рэнга стало в XIV в. страстью многих самураев и, хотя правила становились всё сложнее, продолжало пользоваться популярностью и в период «Сражающихся царств».
Так появилась новая поэтическая форма
рэнга, «соединённый стих».
Один из самых простых способов понять стиль
рэнга (в минимальной комбинации из двух полустиший) – представить себя и своего друга составляющими подобие детской загадки, но в поэтически изощрённой форме: один произносит первую строку, другой быстро говорит вторую.
Чувство традиции было не менее необходимо и при написании прародительницы
рэнга, танка (5–7–5–7–7). Мы приведём три примера.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: миотония — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
В поэзии бурно развивались юмористические жанры сэнрю и кёка, дополненные отчасти комической разновидностью хайкай-но
рэнга.
Со временем, примерно спустя столетие, жанр
рэнга из забавной поэтической игры для приятного времяпрепровождения превратился в высокое искусство, коллективное сотворчество.
В плане тематическом поэтика
рэнга в основном повторяла в усложнённых формах поэтику танка.
Если же между участниками возникала конкуренция, они могли умышленно подставлять своим партнёрам трудные темы – что отражалось и на общем содержании
рэнга.
Обычно в истории литературы
рэнга обозначается как коллективный вид поэтического творчества с двумя, тремя или несколькими участниками.
Правда, игровые формы юмористической
рэнга тоже сохранили свои позиции.
Оптимальным считался объём
рэнга в сто строф, но допускались вариации в любую сторону, причём иногда, если участники увлекались не на шутку, объём мог разрастаться до тысячи строф.
Если участники сессии сознательно взаимодействовали и подыгрывали друг другу, в
рэнга обнаруживалось больше гармонии.
Шуточные
рэнга надолго пережили серьёзную разновидность этого жанра и сохраняли популярность вплоть до начала XVIII в.
Поэтов называли «хайдзин», они сочиняли стихи «ку» – фраза и «хокку» – буквально – «начальная фраза», служившая обозначением первых трёх строк длинных слоговых стихотворных форм стиля «
рэнга хайкай».
Для сочинения больших
рэнга поэты обычно собирались на специальные сессии (кайсэки) и проводили вместе столько времени, сколько было необходимо для завершения труда.
Созерцательности средневековой
рэнга он противопоставил спонтанность внезапной остроты, традиционной поэтической лексике – стихию просторечия, закреплённым в каноне законам поэтической дикции – живую, часто насмешливую разговорную интонацию.
Итоговое произведение называли «хякуин
рэнга» – «непрерывная песня из ста стихов».
В середине 17-го века появилась его новая более короткая форма «касэн
рэнга» из 36 фрагментов «ку» вместо ста «хякуин».
Цепочка стихов-экспромтов называется
рэнга.
Постепенно продвигаясь от индивидуальных пятистиший в стиле «малых
рэнга» к длинным циклам стихов-цепочек, они неуклонно расширяли горизонты вака.
Участвовать в сессии могли двое (тогда сочинение называлось рёгин – буквально «двойная песня»), трое (тогда сочинение называлось сангин– буквально «тройная песня») или несколько участников, но предусматривалась и возможность одиночной
рэнга (докугин).
Это печальное заключение приложимо ко всем хайкай-но
рэнга, которые фактически перешли в разряд отмерших жанров.
В XIII веке от поэзии танка отпочковалось новое самобытное направление, которое вскоре переросло в самостоятельный оригинальный жанр
рэнга (что можно перевести как «стихи-цепочки» или «нанизанные строфы»), достигший расцвета в XV веке.
Правда, с самого начала существовали и длинные
рэнга (тё-рэнга), в которых действительно посыл и ответ сочинялись разными участниками.
Хотя теоретики жанра и историки литературы постоянно подчёркивали серьёзность содержания
рэнга, всё же можно с полным основанием утверждать, что коллективное сочинительство было в первую очередь интеллектуальной игрой профессионалов и лишь во вторую (причём не всегда) – реальной поэзией.