Таким образом, возникает вопрос о структурном изучении
семиотических систем – систем, пользующихся знаками и служащих для передачи и хранения информации.
Но эта же потребность, в свою очередь, ведёт к необходимости принципиально
семиотического подхода.
Уметь проводить идеологический и
семиотический анализ текста масскульта, осуществлять датировку и определять жанровую принадлежность.
Однако говорить о преемственности идей русского философа в
семиотических исследованиях 1960–1990‐х годов вряд ли приходится.
Были введены необходимые понятийный и терминологический аппараты, в частности, подробно проанализированы важнейшие составляющие
семиотической концептуализации тела и телесности.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: аболиционистка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
По сути дела, она исследует семиологию собственно
семиотическими методами.
Данное исследование исходит из того, что структура текста подобна
семиотической структуре культуры, что позволяет в целом уподоблять культуру и текст, отождествлять их.
На уровне моторики оно приводит в движение тело, а на уровне
семиотическом инициирует подвижность знака.
Взгляд в глаза в русской культуре сопровождает многие
семиотические акты, такие как клятва, убеждение, мольба, выражение благодарности.
Не замыкаясь в сугубо
семиотической интерпретации реализма, Смирнов исследует природу манифестации знания и познавательного процесса у писателей-реалистов.
Возможно, более строгое его определение удастся найти в рамках
семиотической теории (используя различие между кодированными и гиперкодированными фреймами).
Таким «способом» миропостижения в литературе (и шире – в искусстве) явился неомифологизм – гуманитарный феномен, обращённый к выявлению в художественном произведении «архетипического» компонента, необходимого для реконструкции идейно-смыслового,
семиотического пространства текста.
Кроме того, дистинкция, корреляция и интеграция между собой отдельных означаемых (трансцендентальных понятий) и означающих (лексем) инициируются специфическим
семиотическим элементом (или знаком).
Её отличие от пирсовской и соссюровской нам видится в постулировании внутреннего измерения знака (наличии внутренних форм наряду с внешними) и в целесообразности
семиотического процесса (наличии цели создания знака).
Это значит, что именно и только язык, будучи культурным феноменом, хотя и базирующимся на генетически обусловленных алгоритмах, соединяет объекты внешнего мира с нейрофизиологическими феноменами, используя конвенциональные
семиотические механизмы.
Семиотический аспект культуры заключается не только в том, что культура обнаруживает себя как знаковая система, а в том, что весь мир ноуменальный есть сложный и многоплановый «текст».
На место производственнической артикуляции «аналоговых» искусств (живописи, скульптуры и т. д.) приходит вопрос о литературной, фото- и кино-фактографии, которая не только отличалась по
семиотической природе, но и подразумевала потенциально бесконечную ремедиацию и «техническое воспроизводство».
Во-вторых же, «образы языка» осознаются как «образы, которые принимают иные сущности и в которых мы их принимаем за язык», как, например, «язык танца», который является языком не в лингвистическом, а в
семиотическом смысле [Демьянков 2014: 11–12].
Так, во фразеологическом соматизме в одно ухо влетает, в другое вылетаетактуализуются как минимум следующие структурные признаки уха (ушей): «
семиотическая парность», «наличие у уха отверстия», «местоположение», «основная функция» и основной функциональный признак – «слышать».
Во французском издании 1972 года я писал: «Эти переделки связаны не только с тем, что автор пересматривает свою книгу через несколько лет после написания, они обусловлены самой природой
семиотической науки, дисциплины, которая, складываясь и перестраиваясь чуть не каждодневно, обязывает учёных и читателей рассматривать всякое произведение как некий палимпсест».
Начнём с
семиотического определения.
Что же касается предмета исследования, то его можно обозначить как совокупность разнообразных архетипических проявлений (сюжетов, образов, мотивов), актуализирующихся в современной политической коммуникации и принимающих различные
семиотические формы – от вербальной метафоры или локального поведенческого жеста до многосоставного театрализованного действа.
Вторичные моделирующие системы; ритуал, все совокупности социальных и идеологических знаковых коммуникаций, искусство складываются в единое сложное
семиотическое целое – культуру.
Введение к этой книге объясняет, как я теперь понимаю противопоставленность этих двух категорий, которую я считаю частным случаем более широкого
семиотического феномена: сотворческой роли адресата в интерпретировании сообщений.
Однако теперь, после того как я разработал общий
семиотический подход в своей книге «Теория семиотики» (1976 г.), я вижу, что и в этих очерках главное место занимает проблема роли читателя в интерпретировании текстов.
Он начинает с утверждения о
семиотическом характере культуры, поскольку «человек – это животное, висящее на сотканной им самим паутине смыслов».
Но сделать следующий шаг и представить себе, как с
семиотической точки зрения будет выглядеть абсолютное благо в этом автореферентном, герметичном пространстве-тексте, не так уж сложно.
Ряд учёных считают, что именно
семиотические представления задают истинную реальность, на основе которой можно понять всё остальное.
Именно поэтому неотъемлемой частью традиционного этикета является его знаковость, что обусловливает необходимость исследования данного явления культуры в качестве
семиотического объекта.
Это свойство романа о вырождении восходит к особой
семиотической практике натурализма в целом.
В
семиотическом понимании текст в сумме своих приёмов становится символическим и иконическим знаком памяти.
Цвета в спирали не имеют
семиотической подоплёки и никак не связаны ни с радугой, ни с чакрами.
Проблема здесь, собственно, в том, что, с одной стороны, действительно символ – это один из видов знака, но с другой – редуцировать символы к
семиотическим категориям не удаётся.
Они были предложены представителями московско-тартуской
семиотической школы с целью избежания частого употребления термина «семиотика», вызывавшего неприятие со стороны официальной идеологии [11, с. 65, ссылка 38].
В ходе научного прогресса учёные создали
семиотическую реальность и научились привлекать к делу виртуальную реальность, прежде ничем не ограниченную и подвластную любым человеческими фантазиям и мечтаниям.
В задачи семиотики, с моей точки зрения, входит обобщение полученных другими науками знаковых результатов, их анализ
семиотическими средствами и представление полученных выводов для использования в любой области знания.
Hilton Worldwide – компания успешно использует
семиотическую модель коммуникации, которая основана на использовании логотипа «H» и характерных черт, которые ассоциируются с ним, таких как качество, элегантность и комфорт.
Чрезвычайно важную роль в обсессии играет понятие числа – число как в принципе понятие
семиотическое, причём довольно позднее по своему происхождению.
Одним из важных аспектов исследования традиционного прикладного искусства является
семиотический анализ, что позволяет глубже понять истинную природу народного творчества – как сложного многомерного явления в системе его богатейших связей с внешним миром.
В постструктурализме фокус смещается на нарративизацию, описательные ресурсы и процессы человека по отношению к его опыту, а текст по традиции воспринимается как сумма или система
семиотических кодов, «структур».
Смена научной парадигмы, или дисциплинарной матрицы является неизбежным процессом в науке, не последнюю роль в котором играет своего рода «мода» на тот или иной научный подход: в 1960-е годы доминировал системно-структурный подход, в 1970-е годы большую популярность получил
семиотический принцип исследования языковых явлений, в 1980-х возобновился интерес к функционализму, с 1990-х в мировом языкознании основную роль играет когнитивизм.
И в ней проявляется то же самое соотношение анализа и синтеза, только в науке это связано со структурой изучаемого предмета или явления, то есть, с соотношениями онтологической реальности и реальностью
семиотического плана.
Но проводя математическое усреднение показателей, а физические показатели в рамках
семиотических значений направляя в пользу дифференциации физической максимы, можно сыграть на рост профицита, поэтому ориентиры должны формироваться в пользу материального увеличения проявляющего повышенные результаты, то есть ориентиры должны всегда заключаться в поиске большего результата уходя от меньшего, нежели в пользу статистики оперирующей с фактологией в рамках усредняющейся вниз количественной доминанты, с фактологией того, что уже обстоятельно есть и соответствует рецессии, вместо того, чтоб находить новые источники роста и возрастания эффективности.
Появляются новые диссертации, написанные под влиянием
семиотических идей, и защита их уже не подвергается остракизму.
Но помимо этой основной школы, в стране работают учёные, занимающиеся
семиотическими проблемами в философии и культурологии.
Это привело к тому, что критическая геополитика перестала быть географической дисциплиной, почти полностью уйдя в
семиотическое поле.
Проводится мысль о том, что эти коды входят в арсенал выразительных и изобразительных средств искусства, которое рассматривается при этом не как особый язык, а как особый способ использования и разработки самых разных
семиотических систем, применяемых не только в художественной сфере.
Надеемся, что настоящий номер активизирует дискуссию среди политологов и представителей смежных дисциплин по вопросу о возможностях раскрытия научного потенциала
семиотических концепций, методов и подходов в политических исследованиях.
То, что может быть поименовано исключительно аутентичным способом, причём не обязательно непосредственно, представляет собой номинативный парадокс,который оправдывает принцип «изначального опоздания» перед естественным языком: если «изначальное опоздание» является условием некоторой номинации, то этимологическая лживость логоса нуждается в более изощрённой контраргументации, чем уровень
семиотического знака; лживость логоса не сводится к технологии номинации, частным примером которой является принцип «изначального опоздания», а противостоит той экономии истинности логоса, которая сообщается с божественным.
Можно надеяться, что уже в скором времени
семиотические инструменты могут получить куда более широкое распространение.