Зависимость от ассоциативной и
сенсуалистической психологии.
Всё это можно привести к совершенной ясности, если напомнить, что само по себе слово, которое является настоящим материалом поэтического творчества, отнюдь не обладает обязательно наглядностью и что, следовательно, коренная психологическая ошибка заключается в том, что на место слова
сенсуалистическая психология подставляет наглядный образ.
Благодаря этому противоречию теряется всё истинное значение найденных формалистами законов остранения и т. п., так как целью этого остранения, в конце концов, оказывается то же восприятие вещи, и этот основной недостаток формализма – непонимание психологического значения материала – приводит его к такой же
сенсуалистической односторонности, как непонимание формы привело потебнианцев к односторонности интеллектуалистической.
Второй из двух основных принципов английского
сенсуалистического материализма, который мы обозначили как принцип атомизма, получает свою конкретную реализацию в психологии в учении об ассоциациях.
Философской основой учения об «обозначающем», а значит и эстетики стоиков была
сенсуалистическая теория познания.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: ухватный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Но
сенсуалистический скептицизм должен молчать о факте; он не может спорить против факта.
На теоретическом уровне и качестве логики этого произведения не могли, очевидно, не сказаться идеологическая ангажированность, прямо заявленная в «Предисловии» и, поверхностная
сенсуалистическая философия, которой придерживался автор.
В гносеологии
сенсуалистического эмпиризма это достоверные «истины факта», обобщаемые при помощи индуктивных методов, в гносеологическом рационализме – это истины интеллектуальной интуиции (Декарт) или аналитические «истины разума» (Лейбниц).
Рационалистическое направление ведёт через дуализм протяжённой и мыслящей субстанции к монистическому и тождественно-философскому переосмыслению категорий субстанции и причинности;
сенсуалистическое направление, напротив, логически ведёт к полному растворению категорий.
В первый период дуализм рационалистической тенденции оказывает влияние на
сенсуалистическую тенденцию и ускоряет происходящий в ней процесс разложения категорий; в последний период сенсуализм оказывает влияние на эпигонов рационализма и приводит к слабым эклектическим попыткам.
Философии своего времени, понятой в деистически-мате-риалистическом и
сенсуалистическом духе, он был чужд, как и теориям «естественного» происхождения религии.
Как ни различны на вид эти определения, они легко согласуются между собою с точки зрения грубого
сенсуалистического реализма стоической школы: всё содержание разума и понятий определяется впечатлениями, а в этих последних мы непосредственно воспринимаем самые вещи.
Математическая спекуляция как универсальный метод скептически относится ко всей эмпирии, которую она рассматривает лишь как набор спутанных и потому пустых и непознаваемых идей, а
сенсуалистическая индукция скептически относится ко всему понятийному знанию, которое она рассматривает лишь как привычный, похожий на память сбор, воспроизведение и социализацию чувственных идей.
Эти термины стали взаимосвязанными благодаря
сенсуалистической моральной философии, которая привела к появлению новых определений и изменила значение существующих терминов.
Поэтому прагматизм не признаёт ни рационалистической, ни
сенсуалистической догмы, а только догму «пригодности», «эффективности» для повышения отношения к жизни, короче говоря, только догму активности, силы действовать.
Является ли прагматизм, как считают его противники, просто свалкой старых эмпирических обломков и
сенсуалистических обломков?
В этом направлении лежит то, что оправдано в
сенсуалистической концепции жизни души.
Понятие внутреннего опыта играет наибольшую роль в спиритуалистических системах философии и сводится к минимуму в материалистических и
сенсуалистических учениях, выводящих всё познание из чувственных ощущений.
Вслед за борьбой против
сенсуалистического принципа начинается борьба и против механистически-атомистического принципа ассоциативной психологии, против «психологии элементов» и её тенденции, навеянной идеалами механистического естествознания, разлагать все сложные образования сознания на элементы и рассматривать их как результат сцепления, ассоциации этих элементов.
Но поскольку он не мог объяснить этот факт, он просто переосмыслил его в терминах последствий своей
сенсуалистической теории.
Несбалансированный конфликт между феноменалистической эпистемологией и рационалистической метафизикой в его мышлении представляется ему не как конфликт между эпистемологией и метафизикой, а как конфликт между метафизикой и самой собой через раскол между
сенсуалистическим эмпиризмом и рационализмом.