Вероятно, ни один музыкальный инструмент больше не ассоциировался так широко с магическими и религиозными ритуалами, как древний
систр.
Предполагается, что форма
систра повторяет форму хорошо известного символа жизни, который носит каждое египетское божество.
Апулей описывает
систр как бронзовую погремушку, состоящую из узкой тарелки, изогнутой как рукоятка меча, через которую проходят струны, издающие громкий пронзительный звук.
Послышались звуки
систры и бормочущие голоса жрецов.
То словно бы бряцали тысячи
систр; то раздавался рёв бесчисленных медных труб; то овевало пение нежных, неземных голосов; то мир медленно наливался громом мириадов барабанов.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: нозография — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Мы можем узнать её по украшенному головками или фигурками кошек
систру танцовщиц, который она держит в руках, или по эгиде (посоху), или корзине, которые она также может держать.
Или, наоборот, в основе анка лежит
систр.
Говорят, что
систр используется и сегодня.
Эта богиня, олицетворявшая дающее жизнь тепло солнца, имела голову кошки, а иногда она держала в руках музыкальный инструмент
систр – символ гармонии мира.
Взяв с жертвенного столика
систр, она привычным движением взмахнула им, очищая пространство шелестящим звоном.
– Я слышала египетский
систр, господин!
– Мне не интересно! К тому же я не чувствую даже симпатии к твоей младшей
систре.
Вышел из тени пальмы, держа
систр в одной руке, а соляной булыжник – в другой.
–
Систр больше подходит для ваших рук.
Во время церемоний звуки
систра создавали особую атмосферу, наполняли пространство священными звуками.
За ними налетели другие нежные звуки, словно десять тысяч
систр сотрясались разом, и громкие, словно медные горла бесчисленных труб.
Одним из культовых музыкальных инструментов, дошедших до нашего времени, является кемкем,или систрум, или
систру римлян.
Кроме того,
систр символизирует вечное движение и женское начало.
– Ну что же? Давайте подойдём к той лавке? – предложила
систра в оранжевой чадре.
– Нет
систр, с собой ничего нет.
Систр является символом того, что все сущее по необходимости сотрясается и никогда не прекращает круговращения; напротив, все заснувшее и потухшее как бы расталкивается и пробуждается.
К тому же верхняя часть
систра кругообразна, и дуга охватывает четыре сотрясаемых предмета; ведь и часть мира, подверженная рождению и смерти, объемлется лунной сферой и всё в ней движется и изменяется через четыре стихии: огонь, землю, воду и воздух.
Читатель, если б ты знал, как они непохожи на рафинированных дворцовых женщин, которые вкушают ароматы голубых лилий и успокаивают гневных богов пением и встряхиванием
систров (ритуальных трещоток).
Под звуки
систра зазвучал гимн пробуждения.
Тихая мелодия священных
систров возвестила о приближении божества.
Люди встречали богиню радостными песнями и плясками, били в бубны, звенели
систрами, распевали приветственные песни.
Под шелест
систров и удары тимпанов на помост вышли двое мужчин.
Верховный жрец, преклонившись перед божеством и опираясь на посох, правой рукой сделал движение в воздухе, потрясая
систром.
Царица взяла со стола медный
систр и встряхнула его, по саду разлился чистый хрустальный звон, и в глубине сада зажглись два красных огонька и поплыли меж тёмных стволов деревьев.
И, действительно, оркестр, сидящий слева от зрительного зала, ударил в невидимые глазу тугие тимпаны и зашелестел серебряными
систрами.
Даже направляясь на военный совет, она взяла с собой свой любимый
систр, украшенный изображением кошки с человеческим лицом; её походка была походкой танцовщицы, её нежные руки никогда не держали оружия.
Это звенели где-то
систры – священные музыкальные инструменты, издавая тихие гармонические звуки.
Опять зазвенели
систры, и, как бы уходя всё далее и далее, звуки их потерялись в пространстве.
При одном бряцанье
систра страшный крокодил выходил из воды, при другом – покорно скрывался в ней.
Звуки
систров приближались всё более и более.
В руке он держал блестящий бронзовый
систр, который при сотрясении издавал музыкальный звук, весьма похожий на треск цикад.
– Пощади, бират! Толка нэ убивай! Дома мать сапсем балной,
систра пять штук, тири бират младшх. Отец пиропал дива год назад…
Скрытыми символами, звонкими
систрами, бороздами земли, вечным молчанием и вечным плодородием, властительница тёмного моря и голубых берегов, царица всей влаги мира, приветствую тебя!
Гимн колебался под вздохи флейт, под трепетанье
систр.
Тогда останется только снова взять
систру и извлекать из неё звуки, ласкающие слух, но это не будут слова, которые так интересно слушать.
Неужто ей не соберут в дорогу еду и не отдадут
систру?..
Доносившиеся изнутри голоса и треск
систра подчёркивали безмолвие ночных трущоб.
А одна из жриц, бросив
систр, накладывала ей на голову тугую полотняную повязку.
Нежно запели арфы. Затрещали трещотки. Грянули
систры. Оркестр заиграл увертюру. Занавес взвился. На сцену вышел жрец-конферансье.
Звон
систров смолк; всё заволок стелящийся над непроглядной поймой западного берега туман.