Мы выступаем против эстетизма и формализма, но мы также против вульгарного
социологизма.
Для нас, венгерских писателей, испытавших влияние
социологизма в литературе, это также очень поучительно.
Односторонний
социологизм – ещё одна попытка лишить философское знание автономного существования.
Взгляды основоположников философии марксизма можно характеризовать как умеренный
социологизм, допускающий относительную автономность в движении философского знания.
Социологизм продуктивен и тем, что возвращает реализму те контексты, в которые он был помещён самими его создателями и практиками, – в контекст экономики (политическая экономия, утопический социализм, марксизм и т. д.), естественных и общественных наук (позитивизм, социология, физиология, психология, биология и т. д.) и политического воображаемого (социализм, либерализм, теории демократии и суверенитета и т. д.).
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: тактировать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Невозможно скрыть такие преступления против прав человека, против народной памяти (кажется, сейчас социологи называют это «социальным капиталом», хотя я считаю излишними все эти бесполезные
социологизмы и политологизмы, маскирующие суть происходящих событий).
Его эвристическая ценность обусловлена отказом от радикального
социологизма, который всегда в той или иной степени имплицируется семиотическими аналогиями.
Преувеличение субъективной стороны приводит к персонализму и экзистенциализму, преувеличение объективной – к натурализму, механистическому материализму или абстрактному
социологизму.
Отвлечённый
социологизм одинаково противоположен и конкретному космизму, и конкретному историзму.
Ведь в основе всякого искания законов и всякого
социологизма лежит определённая теория исторического бытия, обычно – отрицание непрерывности развития, признание «повторяющегося» существенным, индивидуального – бессмысленным или случайным.
Реакцией на бессмысленный
социологизм, примитивный атеизм, непременный культ революционеров (истинных или назначенных таковыми), стали истовые поиски духовности, народных начал и подчас пародийная религиозность.
К счастью, рецидивы вульгарного
социологизма встречаются в нашем литературоведении всё реже, если уже полностью не изжиты.
Социологизм требует от исследователя раскрыть механизмы смыслового конституирования материальных вещей, что в конечном итоге предполагает распроблематизацию и последующую редукцию вещи как материального объекта.
Однако – если
социологизм действительно содержит в своей аксиоматике некий врождённый порок тавтологии, – то каковы основания столь долгого его господства в качестве доминирующей логики социологического рассуждения?
Тут мы вынуждены констатировать абсолютизацию
социологизма.
Итак, к концу XIX – началу XX в. в европейской философии в понимании общественного прогресса господствовали гегелевский рационализм, видевший основу прогресса в развитии разума, государственности, свободы, и марксистский
социологизм, связывающий прогресс с переходом от одной общественно-экономической формации к другой на основе развития производительных сил.
Это различие путей объясняется тем, что нормативизм и
социологизм представляют собой различные формы проявления реакции буржуазной юридической мысли на марксизм, на его растущую и необоримую силу.
В этом
социологизме упраздняется и самая проблема всего «пушкинизма».
Будучи несколько знакомым с миром PR и работой в этих направлениях, не могу не отметить, на сколько кратко, по делу, без лишних
социологизмов преподнесены конкретные советы, рекомендации, мысли, разъяснения…
Услышав про «буржуазного читателя», одни кивали, заключив ошибочно, что я занялась социологией литературы, – другие, чей слух резал архаичный
социологизм, тактично маскировали недоумение, – третьи просили объяснить получше.
Но в таком случае, чем имагология принципиально отличается от заклеймённого вульгурного
социологизма?
Вульгарный
социологизм рассматривал литературу как отражение и инструмент классовой борьбы, имагология видит в ней средство социокультурной инженерии.
Переверзевский
социологизм вовсе не лишён эстетической проницательности, а некоторые социально-экономические мотивации могут быть даже вполне адекватными при анализе гоголевского мира.
Такие радикальные концепции принято называть
социологизмами.
Как известно, марксизм, стоящий на позициях
социологизма, выступил с отрицанием актуальности философии природы как таковой.
Сущность кризиса, совершающегося у нас под влиянием войны, можно формулировать так: нарождается новое сознание, обращённое к историческому, к конкретному, преодолевается сознание отвлечённое и доктринёрское, исключительный
социологизм и морализм нашего мышления и оценок.
Так, и тот, и другой, вырабатывая свою общую позицию в понимании природы человека, решительно не приемлют ни крайностей чистого биологизма, ни крайностей чистого
социологизма, квалифицируя свой подход к трактовке природы человека как биосоциальный.
Теоретическое сознание, не впавшее в квазиантропологизм и идеалистический
социологизм, отвечает: такие ответы даёт марксизм.
Неустанно повышая свою теоретическую подготовку, он должен строить любой читаемый им курс, любой из разделов курса на марксистско-ленинской основе, борясь против вульгарного
социологизма и объективизма, против ложного академизма и аполитичности.
Разумеется, формулировки вульгарного
социологизма, откровенно эпатировавшие научное сообщество начала 1930-х гг., позднее уже не повторялись в археологической литературе.
Вместе с тем проявлял признаки вульгарного
социологизма, объясняя художественное произведение (в духе времени) классовым бытием…
Трудно читать без смеха этот манифест вульгарного
социологизма.