Создавая механическую картину мира,
Спиноза, Дидро, Гольбах и другие рассматривали сущность человека как нечто неизменное, подчинённое общим законам природы.
Спиноза, учением своим разрушив основание веры, желал упразднить и само исповедание.
Спиноза полагал, что его подход даёт возможность рассматривать явления психики с такой же точностью и объективностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии.
Спиноза достиг такой утверждающей точки зрения, поскольку каждое мгновение имеет своюлогическую необходимость, и философ, с заложенным в основе его существа логическим инстинктом, торжественно приветствовалподобный миропорядок.
Мазут подавался с нефтеналивной баржи «
Спиноза».
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: нагоститься — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Философия как разновидность научного знания призвана понимать законы мира и его познание человеком, скрытое от других, нефилософских наук (Б.
Спиноза).
Спиноза сомневался в библейских чудесах и искал им естественных объяснений.
Спиноза жил как отшельник, на малые средства, стараясь ни чем не ограничивать свободу своих мыслей и творчества.
Первая волна философов – Декарт, Юм, Гоббс,
Спиноза, Беркли и другие.
– Ну-ну,
Спиноза, – насмешливо произнесла она, пытаясь спрятать обиду. – Тогда – чао, бамбино. Ночь коротка, а нужно успеть сделать так много.
Спиноза, например, вообще не признавал застывших понятий добра и зла, свойственных различным религиям, и подвергал критике все моральные теории, которые абсолютизируют добро.
Великие умы часто занимали себя какой-либо механической работой:
Спиноза шлифовал стёкла, Монтескьё огородничал, Толстой ходил за плугом, Павлов играл в городки, Менделеев клеил чемоданы.
Спиноза, Вольф и другие впали в соблазн применить этот метод также и к философии и сделать внешнее движение лишённого понятия количества движением понятия, что само по себе противоречиво.
Спиноза любил латинское выражение sub specie aeternitatis, что означает «с точки зрения вечности».
Юм,
Спиноза, Кант, Гегель и многие другие обращались к предмету «человек», но свет их мыслей постепенно гаснет, как гаснет свет покинутого путником костра.
Спиноза, как известно, даже пытался облечь свою философию в форму геометрического знания.
– Декарт,
Спиноза, Лейбниц – понимали счастье как совершенство, как обладание наивысшими благами.
Спиноза утверждал, что человеческая душа не может совершенно уничтожиться вместе с телом, от неё остаётся нечто вечное.
Спиноза получил религиозное образование и усвоил все мудрости талмуда.
Эти состояния (
Спиноза называл их модусами) существуют одно в другом и представляются одно через другое, то есть, помимо очевидного значения, могут иметь ещё и скрытый символический смысл.
Спиноза понимает волю как идею, объединяющую человеческие желания в реальности.
В качестве объективного (метафизического) принципа мыслители на различных этапах развития принимали: Фалес – воду; Гераклит – огонь; стоики – пневму;
Спиноза – субстанцию; Лейбниц – монады; Гегель – идею; Шопенгауэр – волю.
Спиноза, признавая существование естественных прав человека, выделяет гражданские права, которые исходят от государства.
Спиноза тоже пишет о взаимной помощи у животных, как о важнейшей черте их общественной жизни – якобы в борьбе за существование только те виды могли выжить, у которых такой инстинкт был максимально развит.
Локк, Гоббс,
Спиноза, Руссо, Кант, Гегель, Маркс, Энгельс и другие известные мыслители, выражая и предвосхищая тенденции общественного развития, неизменно придавали свободе значение своеобразной путеводной звезды.
Спиноза является сторонником свободы мысли, слова, идеологического плюрализма.
Спиноза первым стал писать о неотчуждаемых правах человека.
Спиноза подчёркивал, что свобода – это осознанная необходимость.
Спиноза меняет всё, но постепенно.
Спиноза говорит: «мир надо не оплакивать и не осмеивать: его нужно понять».
Философы-материалисты XVII–XVIII веков (Локк,
Спиноза, Гоббс и другие), отрицая врождённый характер совести, обращают внимание на её зависимость от общественного воспитания, условий жизни и интересов личности.
Спиноза утверждал, что всякая вещь стремится к сохранению своего бытия: тигр желает быть тигром, а камень – камнем.
Спиноза в своей 68-й теореме из «Этики» связывает свободу с проблемой познания: «Если бы люди рождались свободными, то они не могли бы составить никакого познания о добре и зле, пока оставались бы свободными».
Спиноза – один из самых радикальных детерминистов – считает даже, что понятие «цель» есть «убежище невежества».
Спиноза, например, считал, что человек должен подчиняться любым постановлениям государства, даже если они вредны и нелепы, поскольку жить в государстве даже при плохом управлении лучше, чем в естественном состоянии.
Интенсивное развитие гуманитарной науки в интересующем нас аспекте обеспечили мыслители XVII века (Т. Гоббс, Б.
Спиноза).
Спиноза, например полагал, что сущность сущности должна заключать в себе существование.
–
Спиноза! Смотри! Смотри, как моют полы!
Спиноза, в отличие от стоиков, ставит вопрос об активности для достижения свободы.
Наглядный пример тому –
Спиноза.
Вслед за ним появились более усовершенствованные другие наливные пароходы, названные именами основателей религий и великих деятелей: «Будда», «Магомет», «Моисей», «
Спиноза», «Дарвин», «Линней», «Норденшильд» и др.
Спиноза исследует счастье и его условия, как нечто естественное или закономерное.
Спиноза утверждал, что в целях определения мышления необходимо тщательное исследование способа действий мыслящего тела в отличие от способа действий (существования и движения) тела немыслящего.
Спиноза считает, что условием свободы выступают интеллектуальные способности человека.
Экая у него
спиноза разноцветная, убористая!
Спиноза стремился создать этическую систему, основанную на разуме, а не на сверхъестественном откровении".
Находясь под влиянием как схоластических, так и талмудических словесных конструкций,
Спиноза создаёт иллюзорный порядок мышления, который лишь ставит проблемы, но не решает их для области материального мира; таким образом, его идеи представляют важный переход от идеально – богословского мировоззрения средних веков к мышлению современной эпохи, где в центре интеллектуального изучения стоят не сверхъестественные силы, а человеческий разум.
Спиноза полагал, что модусы – различные состояния, которые принимает единая субстанция.
Спиноза, как и все мыслящие аналогичным образом, упускает из виду, что человек может иметь сознание не только о своём поступке, но также о причинах, которыми он руководствуется.
Антропологический принцип рассмотрения общества и человека как части природы (
Спиноза, Дидро и др.).