Если такие состояния переживаются достаточно часто, устанавливается типичный нейромышечный ответ и фиксируется определённая
стереотипия в моторике.
Так же, как моторные, развиваются и речевые
стереотипии (однообразные действия), позволяющие снова и снова воспроизводить одни и те же необходимые ребёнку впечатления.
Жалобы, специфические симптомы, с которыми обратилась мама: специфическая избирательность в еде (например, есть печенье только с изображением африканских животных); страх перед громкими звуками (например, из-за шума сушилки для рук не посещает общественный туалет); аутизирован, есть сложности с выстраиванием контакта с окружающими детьми; речь полная (но не всегда обращённая к собеседнику), со множеством неологизмов;
стереотипия поведения – порядок действий очень важен; сложности выстраивания границ, в первую очередь границ собственного тела; специфическая расторможенность сферы влечений (любит голые пятки); специфическая сфера интересов (строительная техника, африканские животные); расторможенность, гиперактивность, без агрессии; искажённое развитие интеллектуальной сферы; очень высокая непроизвольная память (запоминает сочетания цифр, считает, но при этом многие математические операции являются для ребёнка сложными); уровень развития абстрактного мышления не соответствует возрасту; уровень развития самосознания сильно отстаёт, местоимение «я» только появилось – говорит о себе в основном в третьем лице.
При умственной отсталости особенностями обладает развитие словесно-логического мышления (дети понимают содержание текстов приблизительно, не улавливают контексты и подтексты; с трудом осмысливают последовательности событий, причинно-следственные, временные, условные и другие связи; отмечается
стереотипия мышления).
Двигательные
стереотипии имеют характер ритмического раскачивания туловища, однообразных движений головы, конечностей.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: элювиальный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Пали внешние национальные, экономические, идеологические границы, сохранившиеся лишь в рамках
стереотипии коллективного бессознательного разных культур.
Динамическая
стереотипия высшего отдела головного мозга.
Ближе к 2 годам появляются моторные
стереотипии, которые возникают не только в ситуации тревоги и беспокойства, но и в ситуации радости или на фоне даже незначительного утомления.
Для кататонического возбуждения характерна
стереотипия речи, доходящая до «нанизывания» сходных по созвучию слов, монотонного повторения отдельных слов, обрывков слов, бессмысленных фраз (симптом вербигерации).
Да, могут ещё сохраняться и отдельные
стереотипии, и кратковременные истерики, и какие-то трудности в поведении, но, в отличие от предшествующих состояний, они становятся психологически понятными, можно сказать что ребёнок «очеловечивается».
Окружению необходимо научиться распознавать жесты, мимику, голосовые нюансы, особые взгляды, позы, проявления несогласия, появление и усиление
стереотипий и гипервентиляции – и видеть в них потенциальное сообщение, поддающееся расшифровке и доступное для понимания.
Политипажи печатались машинами, была введена
стереотипия.
Именно повторное воспроизведение в рамках одного текста определённого семантически целостного сегмента позволяет нам говорить о возникновении своего рода
стереотипии, так сказать, «местного значения», которая становится более очевидной, если сопровождается и повтором внутренней структуры данного сегмента или отдельных синтаксических конструкций, входящих в его состав.
Повторяемость, осуществляемая в плане словесного выражения, была обозначена нами термином реприза, чтобы ещё раз подчеркнуть её принципиальное отличие от формул, клише, типических мест и других видов словесной
стереотипии.
Феномен тождества также обнаруживает себя в разнообразных, отличающихся большой стойкостью
стереотипиях: многократном повторении одних и тех же движений и действий – от самых простых (раскачивание, потряхивание руками) до сложных ритуалов; стремлении к жёсткому постоянству в бытовых привычках (пища, посуда, одежда, прогулки, книги, музыкальные произведения и т.д.); повторении одних и тех же звуков, слов; ритмичном постукивании по окружающим предметам (кубиком по столу и т. п.), обнюхивании и облизывании иногда совершенно неподходящих для этого предметов и т. п.
Жёсткие звенья представляют инвариантный, характеризующийся незаменимостью и обилием
стереотипий скелет системы, определяющий самое её существование и обеспечивающий максимальную экономность её работы.
Автор подчёркивает различие между речевыми и вокальными
стереотипиями, которые, несмотря на некоторое сходство, всё же различны по своим механизмам.
Нарастающие
стереотипии как аутистические формы защиты не всепоглощающи, они отражают состояние дискомфорта ребёнка и со временем становятся скорее стереотипными формами поведения.
Если детей с тяжёлыми нарушениями коммуникации и автономностью характеризует глубокая аффективная патология (отрешённость от внешней среды), они практически не имеют точек целенаправленного взаимодействия с окружающим миром, то для детей с выраженными нарушениями коммуникации и
стереотипиями характерно активное отвержение мира, уровень регуляции определяется стереотипами.
Когда ребёнок находится в состоянии выраженной тревоги и беспокойства, любые, даже незначительные сенсорные стимулы, тем более телесные воздействия, вызывают у него значительное усиление различных
стереотипий и других проявлений страха.
Ближе к 2–2,5 годам появляются эхолалии и простые речевые
стереотипии типа: «тики-тики», «диги-диги».
Сразу оговоримся, что во всех этих
стереотипиях нет изощрённости и вычурности – они простые!
Впоследствии мы покажем, что в случае регрессивных вариантов искажённого развития возникают уже нетипичные вычурные
стереотипии.
Возник спор по вопросу о том, как объяснить
стереотипию, коркового или подкоркового она происхождения.
Ясно одно: переключение внимания на эмоционально значимую деятельность снижает проявления
стереотипии, даже прерывает их.
С другой стороны, останавливать, прерывать
стереотипии насильственно не стоит: это не приносит эффекта, ведёт к эмоциональным срывам и усилению внутренней напряжённости.
Работа со
стереотипиями ребёнка вообще очень сложна.
Для этого требуется определённое время и последовательность, приходится активно препятствовать ребёнку в совершении его стереотипной деятельности, но так как в процессе ты не просто подавляешь эти действия, а замещаешь их взаимодействием с другими детьми, то постепенно удаётся избавиться от подавляющего количества
стереотипий.
Люди и животные приобретают следующие расстройства: когнитивный дефицит, снижение социальной активности, потеря веса, иммунодефицит, формирование субмиссивного поведения, снижение агрессивности, неспособность избегать аверсивных воздействий, агедония, изменение структуры сна, увеличенная неофобия, повышенная
стереотипия поведения.
Наконец, третий вариант атаксического мышления проявляется
стереотипиями фрагментов разорванной речи.
В лёгких случаях
стереотипии могут быть изолированными симптомами, существенно не влияющими на характер развития.
В полностью выхолощенных
стереотипиях аффективная заряженность исчерпывается их высокой ритмичностью, которая изолируется от смысла действия и достигает предельных величин (частый ритм длительных раскачиваний, бесцельного бега, причудливых движений рук и др.).
У части детей, госпитализированных в связи с тяжёлыми нарушениями эмоций и коммуникации,
стереотипии усиливаются при посещении их родителями.
Дополнительными симптомами являются
стереотипии, восковая гибкость и импульсивность.
Она могла выбрать что-нибудь другое, если так уж надо симулировать
стереотипию на почве стресса.
Этот лай зачастую сопровождается
стереотипиями или навязчивым поведением.
Тяжёлые
стереотипии грубо вмешиваются в развитие, оттягивая на себя энергетические ресурсы ребёнка.
В некоторых случаях, когда
стереотипии используются для аутостимуляции, их аффективная заряженность может быть очень высокой.
Шпиц описал
стереотипии у младенцев второй половины первого года жизни, являющиеся одним из симптомов анаклитической депрессии при внезапной разлуке с матерью.
В психоанализе
стереотипии связываются с нарушением восприятия времени, попыткой задержать его течение (Meltzer, 1975б).
Движения этих детей скованны и неровны, моторные
стереотипии минимальны, появляются только в особенно напряжённых ситуациях и исчезают в комфортной обстановке.
У него самая настоящая
стереотипия, из-за которой он доводит себя до изнеможения.
Но точно такими же очевидными являются и различия, причём некоторые из них настолько яркие, что допускают сравнение со святотатством, – большее индивидуальное разнообразие [невротических] церемониальных действий в противоположность
стереотипии ритуала (молитва, proskinesis и т. д.), их приватный характер в отличие от публичности и общности религиозных отправлений; но прежде всего то отличие, что небольшие добавления религиозного церемониала имеют рациональный и символический смысл, тогда как в невротическом церемониале они кажутся глупыми и бессмысленными.
Когда качаю головой я, это называется
стереотипией, а когда качает головой она – это чтобы расслабить шею.
Постепенно круг их деятельности сужается, игры повторяются, становятся всё более однообразными и приобретают характер
стереотипий.
Это приводит к грубейшей поведенческой и социальной дизадаптации, проявляющейся в вычурности, нелепости поведения, невозможности «считывания» эмоционального контекста ситуации, наличии разнообразных двигательных и речевых
стереотипий, крайне специфических способах взаимодействия и неповторимой картине коммуникативных особенностей.
У этого ребёнка наблюдались выраженные двигательные
стереотипии, он не воспринимал людей, отмечалось полное отсутствие потребности в контакте и невозможность установить таковой с ним.
А. М. Егоров, также проводивший исследования в области гигиены голоса в середине прошлого века, указывает на такой феномен, как двигательная динамическая
стереотипия.
Изменения обыденной, привычной жизни (даже столь незначительные, как приход врача или гостя) могут серьёзно сказаться на состоянии ребёнка, заметно усилив его тревогу и связанные с ней аутостимуляционные действия – чаще моторные, реже речевые
стереотипии.
Появляются двигательные
стереотипии в виде раскачивания телом, головой, сосания пальца и языка.