Можем, ведь и средневековая
схоластика позволяла различные, подчас даже самые смелые и рискованные допущения, лишь бы они вдохновляли поиск и работу мысли.
Один из важнейших философских споров во времена
схоластики, хотя его истоки следует искать ранее, – это спор номиналистов и реалистов.
Тогда под влиянием всех этих открытий привычное мировоззрение людей менялось, и вместо религиозной
схоластики в университетах начали изучать науки, античную философию и труды древних римских писателей.
Впрочем, христианские
схоластики, под напором неопровержимых доказательств, также были вынуждены признать религиозный характер буддизма.
Светские юристы и судьи не сразу обратили внимание на достоинства договорных теорий второй
схоластики.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: вметать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Господствовавшие в средневековой философии
схоластика и догматизм исключали возможность исследования современной боевой практики.
Все эти термины и их взаимные различения – не пустая
схоластика, они антропологически содержательны.
Благодаря полному отрыву от жизни при этом и сама наука превратилась в мёртвую
схоластику.
Здесь также недопустимы спекулятивные крайности на основе псевдонаучного знания, философской
схоластики, мифо-поэтических и теологических конструкций.
Но не следует думать, будто проблема истины – это сугубо философская проблема и споры вокруг неё – чистая
схоластика, не имеющая отношения к тем вопросам, с которыми приходится сталкиваться не философам, а другим людям.
Не вправе ли мы сказать, следовательно, что критицизм, как и позитивизм, есть школа, и позитивная и критическая философия суть
схоластика, следовательно, принадлежит к возрасту несовершеннолетия.
Развитие
схоластики, усложнение её проблематики, происходящее в XI–XII в., приводят к тому, что истолкование текстов перерастает во всё более самостоятельное философствование, а комментарии приобретают черты самостоятельных тематических трактатов.
Универсальной методологией средневековой юриспруденции стала
схоластика, ядро которой составляли приёмы аристотелевской формальной логики, умело приспособленные для поиска и примирения противоречий в разновременных источниках.
Эти кружки и общества были отражением веяний времени, ибо развивающийся интеллект человечества, до сих пор скованный догмами церковной
схоластики и фанатизма, на стезе научного познания природы не мог довольствоваться его ортодоксально-религиозным истолкованием и искал путей для распространения куда более рациональной и постижимой разумом картины мира.
Его умозрительные рассуждения о том, берётся ли заработная плата из капитала или из дохода, относятся к области
схоластики и совершенно упраздняются содержанием третьего отдела этой второй книги «Капитала».
Лассаль: «Педантически-крохоборческие попытки популяризации… дебри
схоластики… чудовищная смесь общей теории и пустяковых мелочей… гегельянское суеверие – без формы и смысла… отпугивающий пример… свойственная ему ограниченность… важничание ничтожнейшим хламом… наш иудейский герой… памфлетный писака… заурядный… внутренняя шаткость воззрений на жизнь и мир».
В XII–XIII вв., с возникновением и развитием университетов, эта модель приобретёт завершённые черты университетской системы, вобравшей в себя всё, что мы сейчас называем средним и высшим образованием (за исключением двух областей знания, выходящих за пределы
схоластики, – медицины и права, которые, наряду с теологией, получат свои факультеты в университетах).
Тем не менее его взгляды предельно показательны для последующей
схоластики, которая заложила некоторые аксиомы всей современной европейской философии.
Во-первых, несмотря на всё, что наговорили о суевериях, Тёмных веках и сухой
схоластике, это движение, в любом смысле слова, вело к большему свету и даже к большей свободе.
Этот термин очень важен для эллинистической и христианской философии, которые повлияли на европейскую
схоластику и становление современной науки.
Заниматься
схоластикой на серьёзной вечеринке не совсем то, что нужно.
Древнейшая из всех философий, философия эволюции, была связана по рукам и ногам и брошена в тысячелетнюю тьму теологической
схоластики.
Метод disputatio приобрёл ещё большее значение в XIII веке, в эпоху высокой
схоластики.
Посмотрим теперь, как в Petrus Lombardus развиваются и гармонично сочетаются оба нюанса метода ранней
схоластики.
Первый шаг в этой революции был сделан благодаря тесному контакту латинских теологов с греческими, которые не участвовали в развитии западной
схоластики, но оставались в неоплатонической фазе христианства.
Конечно, во многих отношениях это было полезно: эпоха
схоластики стала временем интеллектуальной подготовки для средневекового мира.
Ко времени поздней
схоластики в западном богословии уже налицо целая «культура» обсуждений и конструкций с актуальной бесконечностью, причём не только богословских, но и натурфилософских.
Там, где единство церковной доктрины и разума является опосредованным и отражённым, оба могут проявить себя в большей степени: ортодоксальный и опять же явно рациональный характер характеризует второго отца
схоластики раньше, чем первого.
Именно этот ранний представитель
схоластики впервые в экзегезе начинает учитывать непосредственно особенности тех вещей, которые подвергаются символизации, создавая практически законченный репертуар аллегорически-типологических толкований, в котором отсутствует только одно – толкование конкретных литургических предметов.
Такая смесь вымысла и правды невозможна, если подходить к изложению истории
схоластики аналитически и индуктивно и не жалеть усилий на проработку и тщательное изучение всех соответствующих источников.
Наконец, в третий свой период
схоластика совершенно сливается с мистицизмом и окончательно утрачивает какиелибо серьёзные перспективы как научное или богословское направление человеческой мысли.
Этот рационализм они возводят к католической
схоластике.
Там критикуется фанатичная нетерпимость в религии, богословская
схоластика (богословские измышления оторванные от реальной жизни), суеверия, явно не соответствующие данным науки.
Основными источниками для изложения схоластического метода собственно
схоластики, как ранней, так и высокой, являются печатные и непечатные работы самих схоластов, рассматриваемые с точки зрения метода, научного способа работы.
Все эти вопросы и проблемы, которые встают перед нами в связи с ценностными суждениями католических и некатолических философов, теологов и историков, найдут удовлетворительное решение, истинная, справедливая оценка
схоластики, учитывающая все обстоятельства, будет возможна только тогда, когда когда история схоластического метода, выросшая из глубокого и кропотливого изучения всего печатного и непечатного материала, покажет реальный ход развития схоластического способа мышления и работы, со всеми сопутствующими факторами, от первых зачатков до его полного воплощения.
Скорее можно было бы назвать
схоластикой отвлечённую философию и современную гносеологию, так как они порвали с духом жизни, жизни себя противопоставили.
Именно в этих условиях появляется и развивается школа
схоластики, которая представляла собой религиозную философию, применяющую философские понятия и методы размышления к христианско-церковному вероучению.
Симпатия к неоплатонической литературе, которая не угасала в период расцвета
схоластики, также связана с мистическим настроением схоластического умозрения.
Старый добрый вопрос
схоластики: что первично, курица или яйцо?
О том, что он обращает внимание на богословские проблемы
схоластики того времени, особенно в более диалектических разделах, свидетельствуют ссылки на «quidam, aliqui» и т. д..
Часто при обсуждении вопроса «что такое старение» споры напоминают бесплодную
схоластику, так как они не наполнены практическим смыслом, это спор ради спора.
Математическую физику развивали в рамках
схоластики по меньшей мере с XIV в.
Это учение стало основой
схоластики.
Но так как она извлекает этот новый принцип из недр религии, то новая философия отличается от старой католической и современной протестантской
схоластики тем, что её согласие с религией не обусловливается согласием с христианской догматикой.
Третье важное идейное течение
схоластики представляет собой концептуализм(лат. conceptus – понятие).
Особое значение для оформления христианской метафизики и натурфилософии эпохи зрелой
схоластики имело ознакомление с полным корпусом аристотелизма.
Метод недостаточно дифференцируется от внешних форм и практик, некоторые недостатки средневекового научного предприятия односторонне фокусируются, а вопрос о совместимости основных элементов
схоластики с реальным прогрессом современных научных методов либо не ставится, либо отрицается без серьёзного исследования.
Если
схоластики рассматривают чувства, как стремление к добру или отвращение к злу, то это ничто иное, как описательное изображение удовольствия и неудовольствия, к которому примешивается ещё этическая оценка, причём больше оттеняется волевой момент, содержащийся в чувствах.
Распределение афоризмов по источникам позволяет выявить зависимость «Magister sententiarum» от патристики, а также от более ранней и современной
схоластики.
Спрашивается, неужели такое понятие автономии неясно? И не чистейшей ли
схоластикой является разделение автономии в программных и в технических вопросах?