Старшие врачи в очках для чтения в первом ряду стали бы, активно жестикулируя, с умным видом рассказывать о том, как зафиксированные плоскости управления не дают пилоту регулировать
тангаж самолёта.
При этом повороты сферы относительно самолётика в точности повторяют углы крена и
тангажа летательного аппарата.
Чтобы у читателя не возникали ненужные вопросы, поясню, что схема «Утка» предполагает не только переднее горизонтальное оперение, но и управление самолётом в канале
тангажа с помощью установленных на нём рулей высоты.
Порою взлёт был с уже раскрытыми крыльями, и не вертикальный, а наклонный, хотя, как я не преминул отметить, угол
тангажа всегда был близок к нулю.
Нормальная методика предусматривает плавное увеличение
тангажа при отрыве, с темпом примерно 2,5—3 градуса в секунду.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: спулер — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Только вот после отрыва ты держал
тангаж пятнадцать градусов, а скорость при этом висела на V2 плюс пятнадцать.
Подобные качества самолёта позволили бы летать на нём пилотам с минимальной лётной подготовкой – при этом управление ими самолётом по курсу, крену и
тангажу должно было осуществляться только посредством ручки управления.
Автопилот честно удерживает заданный
тангаж, работая в режиме CWS, и мы уходим от глиссады всё выше и выше, а её индекс на пилотажном дисплее всё ниже и ниже уползает от центра.
Мы же на максимально уменьшенной тяге взлетели, на ней обычно
тангаж чуть меньше нужен, чтобы скорость была V2 плюс двадцать, то есть нормальная для набора.
Активируется оно при включённом первом и втором, отвечающими за
тангаж вверх-вниз.
Ещё часть разброса я убрал увеличив
тангаж, переведя механизмы наведения в малоиспользуемые области.
Для каждой точки пространства помимо трёх координат предлагается ввести ещё три угловые величины – аналог
тангажа, крена и рыскания для самолёта.
Ракета поднимается всё выше. Полёт нормальный. Его модуль зрения позволяет визуально определить
тангаж, рыскание, вращение.
Будто не желая заканчивать полет, он нехотя, но синхронно коснулся задними колесами тележек основных стоек шасси и только почувствовав привычную шероховатость бетона посадочной полосы, сначала опустился на все колеса основных опор и затем также плавно, уменьшая
тангаж, коснулся бетона и передней стойкой шасси.
Ранее мы "на пальцах", при помощи "самолётиков-точек" и их крена, рыскания и
тангажа попытались объяснить, как возникает 10-мерное пространство событий.
Чтобы подняться ввысь и лечь на курс, ему необходим пилот, который, держа положительный
тангаж и гася крены, делая скидку на погодные условия и характеристики судна, сообразно советам диспетчера ступенчато преобразует простое желание – «Хочу долететь до тёплого моря!» – в команды для сложной машинерии.
Если не глядеть на приборы, может сложиться впечатление, что самолёт находится в режиме горизонтального полёта (летит «вдоль облаков»), а на самом деле он с хорошим углом
тангажа устремился в землю.
Истребитель всё же был военным кораблём и умел совершать манёвры
тангажа разворота и смещений в любом направлении.
– Доведи
тангаж до плюс пяти, режим восемьдесят. Нужно погасить вертикальную.
– Скорость двести. Высота сто пятьдесят… Сто…
Тангаж растёт.
– Ход тридцать семь процентов. От курса
тангаж четыре плюс. Выполнять!
Ручки управления скорости, высоты и
тангажа плавно двигались в разные стороны.
В открытом космосе
тангаж, рысканье, вращение регулируются внутренними моментами инерции, корректирующие импульсы подаются на свободно вращающиеся массы.
Сильная разница в
тангаже говорит о том, что выпущены они были с разного расстояния.
Ещё шестеро членов экипажа расположились во второй люльке, готовили к запуску двигатели, проверяли стабильность
тангажа, контролировали заднее рулевое управление.
Подбирая нужный
тангаж, стараюсь держать в наборе высоты скорость в пределах 230-240 км/ч.
Транспорт был очень ограничен в маневре, для длинного корпуса любая коррекция
тангажа или рыскания приводит к огромным нагрузкам на силовую раму, в доступном остатке лишь продольное ускорение и крен.
Его судьба мощно и уверенно шла на набор высоты, но вот содрогнулась, зависла, поймала отрицательный
тангаж и свалилась в листовой штопор.
–
Тангаж нулевой, рысканье нулевое, крен нулевой, сэр.
Вертолёт величаво, не меняя
тангажа, уходит от бетонки, набирая скорость и высоту.
Угол
тангажа уже вполне приличный, и у вас осталось совсем немного времени, прежде чем мы войдём в сваливание, а затем в штопор.
– Не меньше девяносто килограмм для гармонизации положения судна в оси
тангажа, – как будто намеренно, ещё более пугающей хладнокровностью заключил омнифрейм по громкой связи.
Пытаясь в очередной раз прижаться к земле, пилот изменил
тангаж – вертолёт поплыл вниз, на правый борт.
Видимо, пилот отчаянно работал рычагом
тангажа, пытаясь уравнять подъёмную силу с силой тяжести – тут и вышел сбой: двигатель отказал, включилась авторотация, благодаря чему мы и не рухнули камнем.
Я скорректировал
тангаж лёгким движением рукояти, а когда на уровне края оказались передние кромки крыльев, чуть добавил репульсорам тяги.
– Хаотичные изменения
тангажа и крена – первый признак неисправности вертолёта, пока напряжение в вихревом кольце не отправит его в неуправляемое падение.
Сюда относятся также гравитационный
тангаж, направление и скорость гравитационного потока, его знак и плотность.
Увы, недостаточная скорость и избыточный
тангаж не дали ему времени на осуществление этого плана.
– Может минут пять ещё, – прикинул я. – Хотя с учётом
тангажа на нос, может и меньше.
Всё, что я мог – это выполнить лёгкий дружелюбный
тангаж, кивнув носом в знак приветствия.
Тут не место тем, кто не отличает
тангаж от турбулентности.
– Угол
тангажа критический, сорвёмся в штопор! – “каркал” второй пилот. Эксперт засуетился:
Посадка, пришло понимание, однако пилот крут – с таким углом
тангажа можно ведь прямиком на том свете очутиться.
Я очень гордился тем, что запомнил, как правильно снижать
тангаж, и собирался приземляться.
К высоте 50 метров уменьшил скорость, увеличил
тангаж подорвал рычагом шаг-газ уменьшил вертикальную скорость, создал посадочное положение и соразмерно приближения земли, шаг под мышку и все, плавное касание земли и короткий пробег.
Скорость 175 км/час, ручку на себя, контроль
тангажа, отрыв от земли.
Уменьшаю визуально угол
тангажа, соответственно уменьшается и вертикальная скорость, и путевая.