Причём такая форма зависимости от кофеина носит название кофеинизма, в противоположность
теизму, представляющему собой форму зависимости от кофеина в составе чая.
Ключевой детерминантой предварительной вероятности
теизма является простота.
В этом смысле мы можем видеть, как эти дебаты по сути своей отличаются от достаточно смирных и аполитичных дебатов об истине
теизма против атеизма или науки против религии.
Но есть и «более свежие» альтернативы ему, которые можно противопоставить уже и «классическому
теизму» (он, как я бы сказал, должен, исходя из логики «реформаторов», сделать то, что должен сделать мавр, сделав своё дело).
Но цели этой стратегии не симметричны: то, что предлагается в качестве хороших (а не только стратегических) альтернатив традиционному
теизму, есть прежде всего редуцирование именно его персоналистической составляющей.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: телеглаз — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Завершающей формой
теизмов является атеизм – отрицания богов вообще.
По мнению автора книги, гипотеза
теизма постулирует не только самую простую исходную точку личностного объяснения (более простую, чем множество богов или бог с ограниченными возможностями), но и самую простую исходную точку объяснения свойств физической вселенной.
Поскольку приверженцы догматического
теизма имеют на своей стороне большую часть публичных преподавателей философии, или, как они выражаются, философов по профессии, они тем более склонны считать свою партию единственной истинной философской публикой и видеть в догматических скептиках, атеистах и сверхнатуралистах лишь противников, давно побеждённых и обезоруженных, или, скорее, философов, навсегда изгнанных из области философии.
Однако эта трактовка не прижилась в христианской традиции вплоть до IV в. и. э.; она крайне трудна для понимания и, по тем причинам, которые я изложил в своей предыдущей книге «Когерентность
теизма»3, для теиста представляется совершенно не обязательным обременять себя таким пониманием вечности.
На стадии
теизмов деление осуществляется по народам, нациям или вере, как принадлежности к определённому священному писанию.
Подобная позиция открывала путь к пониманию
теизма как гипотезы, одной среди других возможных объяснений мироздания.
Среди критиков
теизма следует различать тех, кого не устраивали отдельные, пусть и важные, аспекты теистического мировоззрения, и тех, кто отвергал это мировоззрение как це-лое.
Правда, некоторые параллели с позапрошлым веком есть: борьба с «протестантским креационизмом» во имя «православного эволюционизма» отчасти напоминает казанское «обличительное богословие», но задачи современного контровертивного обоснования
теизма здесь никак не решаются.
Я уверена, что этот интерес – даже когда он принимает форму преувеличенного неприятия традиционных формул и практики – в общем и целом, является симптомом духовной жизнеспособности, и приверженцам христианского
теизма, считающим его величественные доктрины наилучшими ответами на вопросы и проблемы человеческой жизни, следует честно и спокойно удовлетворять его законные требования.
Анимизм стал уступать место
теизму.
Показательно, что и в настоящее время отмечается возрождение юмовского интереса к политеизму как к альтернативе
теизму.
Иными словами, формат доказательства в случае
теизма таков, что целостность и порядок космоса являются постижимыми и объяснимыми, даже если это иначе в рамках нетеистического подхода.
Кембриджские платоники были обеспокоены не только судьбой
теизма в свете научного материализма, но также и подрывом гуманистического понимания личности.
Данная разновидность
теизма, в свою очередь, предполагает несколько вещей.
Придерживаясь мнения, что кантовский коперниканский переворот никоим образом не был лишь эпизодом истории философии, но имел кардинальное для неё значение, и вместе с тем считая, что его безоговорочная рецепция была бы и контринтуитивной, и противоречащей духу
теизма, можно вполне рационально предположить, что компетенция разума (в том числе верующего) в том, что он производит, может быть более полной, чем в том, что получает извне, но это никак не значит, что он обязан ограничиться только первой сферой.
Этому теистическому персонализму он противопоставил другой вид
теизма, им отстаиваемый, который обозначил как classical theism.
При переходе от анимизмов к
теизмам происходил процесс укрупнения доминирующих групп принадлежности.
В то время как в естественных науках немалое число молодых исследователей стремится отрицать как неоправданный тот высокий авторитет, которым до сих пор пользовалось понятие цели, по крайней мере, в рамках рассмотрения органической природы, и выхолостить всю телеологию из естественных исследований, в то же время в превалирующих ныне направлениях философии, какими бы разными они ни были в других отношениях, отчётливо прослеживается стремление возвести это понятие, как отвергаемый ранее строителями камень, в ранг краеугольного, чтобы основать на нём научный
теизм, удовлетворяющий религиозным требованиям.
Не раз говорилось, что атеизм является следствием его метафизики, что он вступает в противоречие с самим собой, если берётся более глубоко использовать телеологический принцип в пользу
теизма, и что ссылка на моральные основания веры для укрепления религиозного убеждения, даже если бы они были проверяемы, является недостаточной заменой неспособности его метафизических принципов создать спекулятивную теологию.
Это всего лишь один из принципов
теизма, одно из необходимых его условий.
Приходится часто слышать разные выпады в сторону
теизма.
Именно поэтому и возникает широкий простор для веры в религиозной практике, и моя трилогия по философии
теизма заканчивается томом «Вера и разум».
С исчезновением
теизма атеизм умрёт сам собой.
Теизм включил в себя космическую область и горизонт обучения.
Культ предков, оставаясь главным элементом принципа причинности, на стадии поздних
теизмов воплотился в причину всех причин – первопричину всего.
И если ты, во всеуслышание кричишь о своей атеистической натуре, это ещё не говорит о том, что в тебе нет
теизма.
Пантеизм – это эротически возбуждённый атеизм. Деизм – это разбавленный
теизм.
Поэтому для
теизма предпочтительней символ-знак с его отвлечённостью и дистанцированностью от натуралистических образов и психологических переживаний, чем символ-образ, провоцирующий кумиротворчество.
В буддийской традиции, чуждой
теизму и принципиально антропоцентричной, духкха как мировоззренческий принцип развёртывается в сфере анализа сознания и деятельности человека, его причинно-обусловленного существования.
Объяснение в рамках
теизма – всегда личностное, оно объясняет феномены на основе действия личности.
Он откладывает в сторону все программы, будь то запрограммированность
теизмом или атеизмом – это не имеет значения.
Как это ни удивительно, противоречия между средневековыми формулами
теизма и пантеизма основываются, похоже, на путанице в терминах, произошедшей при истолковании одних и тех же источников.
Таким образом, сейчас вновь обострилась проблема выбора между инструментарием
теизма и атеизма, историцизма и антиисторицизма, эволюционизма и традиционализма.
Поистине, при всяком случае полезно убеждаться, что настоящий
теизм и иудейство – синонимы.
Недаром
теизм и атеизм являются сторонами одной медали, номинал которой определяется не опытом, а верованием.
Если
теизм истинен, то доказательство (или, как в аналогии, песня) имеет смысл (или является гармоничным).
Если
теизм ложен, то наши врождённые идеи и восприятия мира бессмысленны.
Если есть личное существо, как творец мира, с безусловным могуществом, мудростью и благостью, то оправдан
теизм.
Я считаю, что атеизм – это сопротивление
теизму.
В
теизме авраамических религий (иудаизм, христианство, ислам) ситуация кардинальным образом меняется.
Но я как-то встретил в литературе понятие «экзистенциальный
теизм» и считаю, что это для меня наиболее подходящее и вообще наиболее правильное отношение к христианству.
Эти факты сразу противоречат моделям
теизма, того же христианства.
Теизм вынужден использовать внушительную рациональную основу для своих божественных ценностей, по сравнению с чем-либо еще.