Основная идея
тектологии состоит в том, что системы различной физической природы имеют общие закономерности функционирования и развития.
Это уже выходит за пределы кибернетики и приближает
тектологию к современной синергетике, в которой положительные обратные связи играют огромную роль в коэволюции и даже приводят систему в режим с обострением.
Сказки, отражающие адстратную деятельность, моделирют способ исторического действия и проблему смерти этносов в истории и эволюции,
тектологию и праксеологию, прошлое, современность, желательное и нежелательное будущее.
Чтобы понять логику дальнейших внутрисистемных построений, используем некоторые положения
тектологии – науки о всеобщей организованности.
Исторически
тектология была первой системно-методологической концепцией, но не оказала существенного влияния на формирование системного мышления вплоть до 60х гг.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: привар — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Основные положения и принципы
тектологии могут использоваться при решении проблем построения организаций и их адаптации к внешней среде.
Более того, отечественные вузы учат студентов менеджменту – дисциплине, которая является адаптированным для решения определённого круга управленческих задач приложением
тектологии.
Тектология – это всеобщая организационная наука (1920-е гг.).
Занимающаяся проблемами овладения способами комбинирования различных элементов в природе, обществе и мышлении,
тектология должна была дать рекомендации по оптимальному их соединению в системное единство преображаемого мира.
Язык является важнейшим элементом «культуры управления» в
тектологии, первоосновой «манипулятивного управления» и любого управления вообще, как их наиболее древний и автономный слой, развивающийся по своим законам и непосредственно влияющий на развитие общественного сознания.
Практически же
тектология явилась в науке учением о клетках и тканях, поскольку именно эти компоненты организма имеют несравненно более общее и более важное значение по сравнению с прочим.
Вместе с тем, идеи
тектологии [1], не признающей различий между наблюдением и восприятием, направлены на удержание сложного посредством организации.
Примерно то же, что сказано о кибернетике и её теории управления, можно сказать о
тектологии и синергетике.
Тектология ставит вопросы о выработке всеобщих методов решения любых задач, т. е. создании универсальных средств анализа данных и интерпретации результатов путём привлечения эффективных средств из одной области для приложения в другой с перспективой создания общего языка различных наук.
Его главный труд «
Тектология: Всеобщая организационная наука» посвящён исследованию системных связей в различных областях объективной реальности.
Есть ссылки на «теорию управления», «теорию организации», «
тектологию», «кибернетику», «синергетику», «общую теорию систем» и даже на «достаточно общую теорию управления», но не на три слова вместе.
Системное представление об элементах экономического потока опирается на принципы, выработанные в
тектологии, общей теории систем, кибернетике: это принцип нелинейности, принцип открытостии принцип синергии.
Особое место в «
Тектологии» занимает обоснование принципа подбора.
Одной из ключевых концепций его «
Тектологии» является «закон наименьшего» – идея о том, что стабильность системы определяется стабильностью её самого слабого звена.
Обосновывая в своей «
тектологии» оптимальный подбор элементов комплекса и «возможностей их связки» для достижения высоких целей, он заложил другой вектор мышлению о результативности совместной деятельности.
Тектология – это всеобъемлющая наука об универсальных типах и закономерностях преобразования любых систем, общая теория организации и дезорганизации.
Всеобщую организационную науку мы будем называть«
тектологией».
Тектологическое целое объективной диалектики предполагает его крайние точки, отделяющие
тектологию от технологии.
Эмпириомонизм и основанная на нём методологическая база «
Тектология» – не философская наука.
Создатель всеобщей организационной науки –
тектологии, в которой рассматривались организационные основы любой системы, в том числе и социальной.
Таким образом, «
тектологию» следует возродить, – как высшую, фундаментальную науку, и наполнить её современными научными достижениями в познании процессов организации-дезорганизации, включая достижения «синергетики».
И так как для
тектологии полной, абсолютной отдельности не существует, то можно сказать: поскольку отдельность имеется или развивается, постольку проявляется или прогрессирует действие закона расхождения.
Богдановская «
тектология», как и его философия, – это отдельная большая тема.
Тектология стала предтечей общей теории систем, кибернетики.
Богданов пишет две книги – «Основные элементы исторического взгляда на природу» (1899) и «
Тектология» (1917), – которые интересны и сегодня с точки зрения методологии геронтологического знания: о механизмах дезорганизации, о регулирующих механизмах, о подвижном равновесии, о количественной и структурной устойчивости.
На общественное осознание этого (ведущими структурами общественного сознания) как раз и должны быть направлены, на взгляд автора, указанные научные области – «
тектология» и «социология».
Однако в силу исторических причин предложенная им всеобщая организационная наука –
тектология (от греч. «тектон» – строитель) не нашла распространения и практического применения.
Теперь
тектологии посвящено множество исследований и трудов, на связанные с ней темы проводятся научные конференции, и она получила признание как первая научная концепция, представившая в целом основные идеи кибернетики и теории систем.
Основные работы: «Революция и философия», «Философия живого опыта», «Очерки философии коллективизма», «Всеобщая организационная наука (
тектология)».
Таким образом, роман становится как бы прологом к «
Тектологии», выведшей в свет в 1913 году.
На первом месте здесь стоит капитальный труд учёного «
Тектология», над которой он работал в 1912–1922 гг.
Основатель эмпириомонизма и
тектологии стоит на том, что труд – это форма познания, и только через организованную совместную деятельность, направленную на преобразование действительности, человечество узнаёт нечто истинное о реальности.
С помощью богдановской
тектологии можно было попытаться, используя организационный подход, описать практически любую науку, начиная с физики, даже с математики, и заканчивая общественными науками.
Определённые теоретические основы реинжиниринга можно найти и в «
Тектологии…» Богданова.