Несмотря на позднюю модель, в нём сохранились некоторые элементы, указывающие на связь с
тотемистическими представлениями.
Возможно, также найдутся их следы и в более ранних, древних
тотемистических объединениях.
При тотемизме – одной из наиболее ранних религиозных форм, характерной для раннеродовых охотничьих общин, почитались мифологические зооантропоморфные
тотемистические предки.
Можно с уверенностью сказать, что некоторые сказки являлись продуктом
тотемистического мышления.
Сообразно общественно-экономической формации, идеологическим воззрениям и, в определённый мере, в результате эстетизации
тотемистических представлений, мир животных (птицы, домашние животные и хищники) становится не только доминирующей изобразительной темой, он – главный ассоциативный художественный язык для отображения всех аспектов универсума (рис. 2, 3).
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: сновальщик — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Историко-литературный памятник XIII века «Монголын нууц товчоо» («Сокровенное сказание монголов») сохранил мифы о
тотемистических первопредках монголов, о происхождении монгольских родов и племён.
С уверенностью можно сказать, что это древнейший пласт, восходящий ещё к тотемизму, а именно – к принесению в жертву
тотемистического животного, которое практиковалось в большинстве культур раз в год – в день зимнего солнцестояния.
Начинает он с естественного и, казалось бы, совершенно безобидного утверждения, что современному человеку
тотемистический культ представляется совершенно абсурдным.
Однако не могут не интриговать его рассуждения об австралийских
тотемистических мифах.
Доказательством наличия культа предков в легендах является присутствие
тотемистических верований: святые иногда появляются в роли животных (оленей или рыб).
Это свидетельствовало о том, что на определённом этапе развития древнемонгольского родоплеменного общества старое представление о
тотемистическом происхождении родоначальника монголов, характерное для регулятивной системы присваивающего способа хозяйствования, уже было недостаточным, и его дополнили понятием о небесном происхождении родоначальника монголов.
При этом они весьма могущественны, т. е. отличаются от обычных людей (или зверей, если иметь в виду членов
тотемистической группы), это подчёркивается путём многократного умножения обычных человеческих качеств – шесть рук, четыре глаза и т. д.
Безусловно, своими корнями мифы об оборотнях уходят в архаические верования
тотемистического характера.
Это объясняется, как уже говорилось, перенесением на жертву черт тотема, а возможно, и зооморфной
тотемистической атрибутики шамана (по смежности), исполняющего ритуал, т. е. чёрт более позднего времени.
Таким образом, первоначальной формой общения (после
тотемистического союза) был родовой строй,и уж дальнейшее развитие его приводит к власти вождя, признанного несколькими родами.
Этот механизм можно обнаружить в
тотемистических метафорах, утверждающих различия между человеком и тотемным животным или растением посредством их образного отождествления.
Речь, конечно же, идёт не о реальных диких зверях, а о
тотемистических самоназваниях родов, принимавших участие в походе.
Так что, возможно, речь в мифе идёт именно о жертвоприношении такому «природному» идолу, являющемуся воплощением
тотемистического предка.
Бытование в вендельскую эпоху и позднее обильного
тотемистического материала (вепри-кабаны и хищные птицы на оружии и т. д.), маркирует наличие определённых воинских союзов.
Возникновение мифа в форме
тотемистической мифологии.
Тотемистический архетип находится в основании всякого мифологического сознания, мышления и действия.
Из пространства видимого, которым оперирует
тотемистический миф, человек переключается к инстанции невидимого, чаемого, предполагаемого.
Мы этого понять не можем и не можем поэтому исследовать правильность наших предположений на этих примерах до тех пор, пока нам совершенно неизвестен смысл и происхождение
тотемистической системы.
Мы убедимся, что из двух основных положений
тотемистического катехизиса он отодвинул один на задний план, а другой пропустил совсем.
То же можно сказать и о его выводе:
тотемистическая трапеза есть просто повторение того достопамятного события – отцеубийства, от которого берут начало первые социальные установления, нравственные ограничения, появление религии.
Их распространение переходит далеко за пределы австралийских
тотемистических народов, но и тут я попрошу читателя довольствоваться фрагментарным отрывком из богатого материала.
А теперь мы должны, наконец, перейти к тем особенностям
тотемистической системы, которые привлекают к ней интерес психоаналитика.
Историческое отношение между брачными классами, число которых у некоторых племён доходит до 8, и
тотемистическими семействами безусловно не выяснено.
Среди всех «табу», дамокловым мечом висящих над членами
тотемистического общества, часто встречаем так называемое «табу прикосновения».
Зооморфные мотивы в искусстве связаны с почитанием священных животных и
тотемистическими представлениями.
Применение ритуальных масок связано с культами предков, духов, животных,
тотемистическими представлениями и прочим.
Позднее, в связи даже с ритуальным запретом на каннибализм (который, безусловно, не служил снижению внутривидовой агрессивности), во время ритуалов поедать стали (по смежности)
тотемистическое животное.
В
тотемистических культах жертвоприношение было средством сообщения со священным.
Тотемистический миф приобретал совершенно иное значение: человек должен видеть под внешними проявлениями суть вещей, а, соответственно, отличать божественное (истинное) от подделки под божественное (т. е. ложного, в основе чего лежит самозванство).
На волка раньше не охотились, считали его
тотемистическим животным.
И в то время как
тотемистическая система, как нам известно, составляет основу всех других социальных обязанностей и нравственных ограничений племени, значение фратрии в общем исчерпывается достигаемым ими урегулированием брачного выбора.