Так, в 1920-е годы из противоречий идеологии социального
утопизма и художественного модернизма в искусстве вырастает новое направление, которое получило название современного, или модернистского.
Консолидация власти в середине 1930‐х гг. сопровождалась отказом от революционного
утопизма в пользу неотложных политических приоритетов.
Книга эта, вероятно в силу её очевидного
утопизма, довольно быстро оказалась забытой, но её основной посыл заслуживает внимания и сейчас.
Особенно ярко критическая позиция по отношению к прошлым достижениям человеческой культуры и безудержный
утопизм по отношению к будущему проявились в русской философской мысли.
Советский космический
утопизм восходит к традиции космизма, философского и культурного течения начала XX века, представители которого наделяли колонизацию космоса духовным смыслом.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: домыться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Как модель большевистского
утопизма богостроительство предлагало «войти в землю обетованную на земле», приняв социалистическое сознание.
Когда я узнал их ещё ближе, то не мог одобрить и их экстравагантных политических взглядов, объяснявшихся недостатком образования и знакомства с существующими, исторически сложившимися условиями жизни, которые мне, в мои 17 лет, приходилось наблюдать непосредственней, нежели большинству старших, чем я, студентов; у меня сложилось впечатление, что
утопизм сочетался у них с недостатком воспитанности.
Космос, скорее, оказывается сродни плавающему означающему, систематически наполняемому человеческими проекциями, отражающими текущие социополитические обстоятельства – скажем, романтический
утопизм, зовущий на поиски новых миров, или холодную войну, возбуждающую параноидальные страхи перед вездесущим идеологическим врагом.
Глава 3 продолжает размышления о советском
утопизме.
Он является основателем теократического
утопизма – «новой религии человечества» – секуляризированного универсализма, который он сам называл иногда социальной политикой.
Важно сразу же предупредить, что имеющиеся в нашем распоряжении документы отмечены
утопизмом.
Хотя, строго говоря, автор полагает в значительной степени справедливым утверждение, что
утопизм вообще является неким универсальным – и потому необходимым свойством сознания.
Характерно, что всплеск социального
утопизма случился по обе стороны железного занавеса. Одновременно.
Оставив за скобками обвинения «космистов» некоторыми представителями учёного сообщества в несостоятельности данного учения, в
утопизме идей и склонности к оккультизму, – можно, тем не менее, назвать учение о ноосфере предвестником перехода от концепции антропоцентризма к «экоцентризму» и «экологическому сознанию».
Позиция философии
утопизма приводит к смещению ценностных ориентаций профессиональной социальной работы от социальных реформ к социальным действиям.
Иными словами, здесь уместно поставить вопрос: а стал ли провозглашённый в «Манифесте» социализм подлинной наукой, не сохранил ли он в себе очевидные элементы
утопизма (пусть и существенно обновлённого), элементы по-настоящему красивой и благородной мечты о грядущем идеальном состоянии общественного устройства?
Поэтому неизбежно, что постиндустриальное общество ведёт к появлению нового
утопизма, как инженерного, так и психологического.
С позиции философии
утопизма человек предстаёт социально уязвимым субъектом в результате возникших трудностей, связанных с объективными причинами: отсутствием необходимого образования, низким экономическим статусом, негативным влиянием общественной среды и другими факторами.
Своеобразие же гоголевского
утопизма состоит в попытке социального развития им славянофильских идеалов, в результате чего и рождается утопия-«призрак», фантастическая «смесь» идей.
Задача данной моей работы, как специалиста в области политологии, донести до читателя и раскрыть читателю весь
утопизм американского капитализма и отсутствие будущего у этой политической и экономической системы.
Чаяновский аграрный
утопизм великодушен, в будущем он побеждает, но отнюдь не изничтожает своих основных противников, а лишь приручает, контролирует их.
Поэтому примем в качестве исходного тезис, вынесенный нами в эпиграф, отметив, что каждому из граждан, вероятно, хотелось бы жить в обществе «совершенном», но в силу
утопизма подобной модели, приходится принять в качестве цели общество современное.
Хотя идеология эксплуататоров, основанная на идеях провиденциализма (иначе говоря – богоустановленности системы эксплуатации большинства меньшинством), да и идеология эксплуатируемых, для которой характерен
утопизм (в силу невозможности ни сориентировать приверженцев в направлении действий, ни обозначить перспективу борьбы) были ненаучными по характеру, для эксплуататоров всегда характерны попытки представить свои воззрения как идеологию всего общества.
Он неизменно сопрягает свой
утопизм сознания с психологическим материализмом: совершенный разум также является абсолютно плотским.
А так как этот
утопизм является одной из самых характерных черт в методе работы человечества, то на него и направлено все острие тех, кто отрицает свой вчерашний день.
При всей наивности и
утопизме идеология крестьян того времени всё же являлась идеологией, поскольку отражала интересы и требования угнетённой части населения.
Несколько маленьких клетушек с наскоро наклеенными на облезающие обои плакатами в духе популярного нынче направления нового российского
утопизма постсырьевого толка.
В 70-х я не отдавал себе отчёта, насколько «молодёжная революция» 60-х напугала нашу правящую элиту, и не предполагал, что верхи постараются предотвратить будущие всплески радикального
утопизма намеренным «отуплением» системы образования.
Отвлекаясь от романтизма и
утопизма политического содержания этого лозунга, можно выделить его рациональное зерно: отрицание сущего во имя должного, преобразование существующего во имя и по закону долженствующего идеала.
Они выступают в этой роли вовсе не впервые, но в контексте современного
утопизма их роль, как мы увидим в дальнейшем, оказывается весьма своеобразной.
– Он, говорят, родоначальником социалистического
утопизма был.
Исторические уроки уже давно извлекаются в контексте идеологического
утопизма, диагноза правителей, узколобого атеизма и презумпции адской вечности.
Но и в славянофильстве и в народничестве всегда была значительная доля
утопизма централистических идеологий, и эти обращённые к народной жизни идейные течения не покрывали всей необъятности и огромности русской народной жизни.
Эти полные
утопизма идеи характеризовали мечты высшего китайского чиновного слоя о будущем прекрасном обществе.
Тогда мы взойдём на сияющую вершину, куда глядели великие классики
утопизма.
Человеческая его склонность к
утопизму подменила крест мечом, освятила меч.
А с другой стороны, человеческая активность, взвинченная
утопизмом, жаждущая религиозного оправдания своим деяниям, имеющая лишь суррогат религий в гипертрофированной крылатости утопий, также была заведена в тупик.
Утопизм марксизма-спартакизма достаточно очевиден.
Именно сквозь призму советского искусства прослеживается политическая и идеологическая трансформация сталинского режима от революционного интернационального
утопизма к консервативно-патриархальному национал-большевизму.
Профессиональная историография возникла как противоядие от всевозможного
утопизма, без которого немыслима радикальная политика слева или справа.
Предусматривает космофизический
утопизм и образцовую с точки зрения нового человека общественную форму.
Но его отношение всегда включало и долг перед миром, стояло на прочной почве мира и никогда не переходило к крайностям сентиментального
утопизма.
Проверка их
утопизма могла бы потребовать годов.
Утопизм производственников сказывается и в отрицании изображающего и украшающего искусства, и в догматическом подходе к строительному искусству, напр. архитектуре: производственники не учитывают ни материальных возможностей переходного времени, ни его разнообразных конкретно бытовых потребностей (см. статьи и рецензии т.т. Троцкого, Луначарского, Тугендхольда и др.).
Появляется своего рода «культурный
утопизм».
Но во всём этом цельном и последовательном служении идеалу нет и тени
утопизма.
Утопизм мыслителя можно понять двояко: с одной стороны, он создаёт обращённую в будущее концепцию монархии; с другой – он считает само самодержавие лишь идеальным типом, а не всецело воплощённой исторической реальностью.
Здесь слишком много недоговорённостей, неясностей, «революционных» общих фраз; очевиден и налёт
утопизма.
Помимо свойственных постмодерну эклектичности, отсутствия концептуальной завершённости, этот подход явно содержит признаки
утопизма [Бехманн, 2003].
Такой способ мышления навязывает каждому отдельному человеку и обществу в целом какую-то цель, полагая её благой, а это чревато
утопизмом.