Как же получилось так, что рассуждая о
фонологических оппозициях, мы пришли к оппозициям онтологическим?
Итак, стих – это одновременно последовательность
фонологических единиц, воспринимаемых как разделённые, отдельно существующие, и последовательность слов, воспринимаемых как спаянные единства фонемосочетаний.
Обычно нарочитая неупорядоченность проявляется и на
фонологическом уровне.
Её также называют
фонологической петлёй, так как запоминание ряда чисел, звука или предложения требует мысленного повторения его снова и снова, пока не исчезнет необходимость.
Сами же чередования принадлежат морфонологии– дисциплине, в которой рассматривается
фонологическая структура морфем и слов и их контекстно обусловленная вариативность.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: квазиизотропия — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Актуальные теории базируются на представлении о том, что трудности в процессе обучения у людей с дислексией являются следствием неверной
фонологической обработки языкового материала.
Звуковая культура речи – это прежде всего осознание
фонологических средств языка, интонационной выразительности речи.
Эти затруднения связаны с проблемами обработки
фонологических компонентов языка.
Являются ли сонанты звонкими с функциональной,
фонологической точки зрения?
Так, звуки языка (фонемы) организованы в
фонологическую систему.
Показана связь
фонологических процессов и аналитического чтения с хромосомой 6, тогда как узнавание слов (преимущественно холистическое) связано с хромосомой 15; есть данные и о связи трудностей чтения с хромосомой 18 (Pennington, 1999; Grigorenko et al., 1997; Gayan, Olson, 2001).
Например, психолог, изучающий ход формирования фонемной системы языка маленького ребёнка, должен опираться хотя бы в минимальной степени на данные фонологии (раздела лингвистики), в поисках ответов на вопросы: что такое фонема, как выявляются различия фонем, как они описываются в их отношении к месту их образования в артикуляторной системе ребёнка, как фиксируются противопоставления фонем, каковы
фонологические различия разных языков?
Применительно к этим языкам следует говорить о полиакцентном ударении: две (редко – более, как в панджаби) противопоставленные
фонологические характеристики (высота и т. п.) выделяют одиниз слогов слова, на основании признаков такого (ударного) слога можно установить просодический (акцентный) контур слова, при том что в подлинных тональных языках тон выделяет каждыйслог.
Установлено также, что если неиконические иллюстраторы, такие как, например, жестовые ударения, взаимодействуют преимущественно с супрасегментными единицами (ударением, тоном) и отдельными сегментными
фонологическими единицами, в частности с встречающимися на границах морфем, то иконические иллюстраторы связаны главным образом с лексикой текста.
Хотя здесь процент ошибок
фонологического характера очень высок (выше, чем во всех остальных группах), трудности различения близких по значению слов преобладают.
Основное концептуальное положение этой теории состоит в том, что «устройство, обеспечивающее усвоение языка, содержит в качестве врождённой структуры все принципы, установленные внутри теории языка», а именно: лингвистические «универсалии», форму
фонологического, синтаксического и семантического компонентов лингвистического описания и др.
Изменения, наблюдаемые в разных языках, могут существенно отличаться: одно и то же значение в зависимости от типа языка может быть выражено разными способами – сменой тона при том же звуке речи в тональных языках (китайский, бирманский, вьетнамский) или сменой самой фонемы в языках других
фонологических типов.
Способность к чтению сопряжена с приобретением различных знаний и навыков, которые, в свою очередь, зависят от нормального развития когнитивных языковых и внеязыковых способностей, связанных с чтением: таких как долговременная память, переработка зрительной информации,
фонологическая осведомлённость, навык языкового кодирования.
Имплицитное научение в аудиальном формате положительно коррелирует с
фонологической рабочей памятью, но не всегда обнаруживает связи с иными её формами (Robinson et al., 2012; Tagarelli et al., 2011).
Когда мы видим перед собой ряд цифр или читаем текст, мы внутренне повторяем их, то есть создаём
фонологический шлейф.
Идиш – язык германской группы, также законсервировавший много
фонологических особенностей старонемецкого.
Поэтому я даже и не знаю, как мне построить свою беседу: я взял кое-какие материалы, случайно у меня оказавшиеся, но скорее это будет не раскрытие основных положений московской
фонологической школы, потому что вы и сами хорошо всё это знаете по работам представителей этой школы, сколько вот та атмосфера, в которой она создавалась, как мы встречались друг с другом, как постепенно у нас возникли научные связи и так далее; то есть «окололингвистика», а не сама лингвистика.
И если информация о порождённых высказываниях может оставаться в оперативной памяти в фонематическом виде (см.: [Величковский, 1982]), то вполне логично предположить, что один из способов хранения звукового облика изолированных слов – фрейм
фонологического слова.
По мере овладения
фонологическим анализом, мы получаем образец анализа вообще, пригодного для решения всех теоретических вопросов языковой сущности знака, слова, предложения.
Эта тема потребовала глубокого освоения как
фонологической теории, так и данных разноструктурных языков – тюркских и финно-угорских.
Там нету, кстати (он вышел в трёх-четырёх изданиях, в тридцать пятом, до сорокового, не помню, в каких годах), там хотя нету термина «фонема», но там дано первое, краткое описание
фонологической системы русского литературного языка и даже там главка об орфографии, теория орфографии в свете фонологии.
Звук, произнесённый человеческими органами речи – это только физическое (физиологическое) явление, но как элемент
фонологической системы языка, как фонема, он – структурная единица языка, и приобретает новые качества, которые превращают его в лингвистическое явление.
Одним из первых и основных результатов этого воздействия явилась канонизация сингармонизма в качестве единственной
фонологической модели оформления слова, а сингармонизм, в свою очередь, способствует дальнейшей стабилизации принципа аксиальности в морфологической парадигматике.
Особенно важны здесь рассуждения о
фонологической трактовке беглого [ə], о соотношении фонем
и , о характере артикуляции ряда французских гласных.
Всякая
фонологическая классификация есть прежде всего классификация оппозиций.
Единицы лексикона, соединённые по определённым правилам, образуют высказывание на уровне глубинной структуры, получающее там семантическую интерпретацию, и затем, также по определённым правилам, трансформируются в высказывание на уровне поверхностной структуры, получая там уже
фонологическую интерпретацию.
На поверхностно-семантическом уровне (первом уровне порождения речи) формируется семантическая основа высказывания и осуществляется выбор интонационного контура предложения, который является
фонологическим компонентом языковой системы.
Следовательно, это свидетельствует только о подчинённости материального, физического аспекта
фонологическому, т.е. логическому аспекту.
Рассматривая
фонологические оппозиции в датском, английском и русском языках, автор приходит к выводу о том, что в гиперфонемах нейтрализуются различительные признаки по немаркированному члену оппозиции.
Таким образом, количество слогов и их линейная упорядоченность – наиболее общие
фонологические характеристики слова, способствующие достижению его цельнооформленности.
Особый интерес представляет использование
фонологических средств для противопоставления морфологических классов.
Признаки
фонологического уровня, используемые в роли морфологических просодий, должны, вслед за лондонцами, рассматриваться как экспоненты грамматических категорий.
Именно в этом направлении разрабатывается просодическая методика описания сингармонизма представителями лондонской
фонологической школы.
Ввиду того, что фонология, как и грамматика, так или иначе связана с проблемами синтеза языка, представляется целесообразным описывать
фонологические явления в терминах теории порождающих и анализирующих моделей.
Это обстоятельство представляет существенную трудность для автоматического анализа, так как в нашем распоряжении нет словаря таких заимствований с размеченной
фонологической долготой.
Например, психолог, изучающий ход формирования фонемной системы языка маленького ребёнка, должен опираться, хотя бы в минимальной степени, на данные фонологии (раздела лингвистики), где он найдёт ответ на то, что такое фонема, как выявляются различия фонем, как они описываются в их отношении к месту их образования в артикуляторной системе ребёнка, как фиксируются противопоставления фонем, каковы
фонологические различия разных языков.
Ещё в двадцать третьем году вышла его «Таблица кабардинской фонетики»9, кажется, где некоторые очень ясные
фонологические положения остаются, сохраняют свою ценность до нашего времени.
Он сводит, в конечном счёте,
фонологический метод к следующим основным положениям: прежде всего фонология переходит от изучения сознательных лингвистических явлений к исследованию их бессознательного базиса; она отказывается рассматривать отношения как независимые сущности, беря, напротив того, за основу своего анализа отношения между ними; она вводит понятие системы.
Гипотеза утраченных фонем помогла объяснить многие проблемы в изучении эволюции индоевропейской
фонологической системы.
При передаче имён и географических названий автор перевода руководствовался общепринятым принципом
фонологической транслитерации с исландского языка на русский.
Специальный анализ трудностей чтения у монозиготных и дизиготных близнецов позволил обнаружить, что показатель наследуемости (h2g) состояния
фонологических операций и высоко коррелирующего с ним аналитического чтения равен 0,56.
Как правильно указывает современное
фонологическое направление в лингвистике, которое нашло самый живой отклик в психологии, самым существенным признаком звуков человеческой речи является то, что звук этот, носящий определённую функцию знака, связан с известным значением, но сам по себе звук как таковой, незначащий звук, является действительно единицей, связующей стороны речи.
Таким образом единицей речи оказывается в звуке новое понимание не отдельного звука, но фонемы, т. е. далее неразложимой
фонологической единицы, которая сохраняет основные свойства всей звуковой стороны речи в функции означения.
Если не верите, проследите за тем, как вы читаете (внутренний голос проговаривает увиденный текст – так в кратковременной памяти работает
фонологическая петля), и попытайтесь ускориться.
Внимание учёных привлекают языковые универсалии– обобщения внутрисистемных корреляций в языке (такие, например, как «средняя протяжённость морфем в языке тем больше, чем меньше в нём инвентарь
фонологических единиц»).