Почему дактилические окончания привились в четырёхстопном
хорее крепче, чем в шестистопном?
Особого замечания требует одна особенность былинного пятистопного
хорея.
Материалом для обследования были взяты 26 выборок 4-стопного ямба и 5 выборок 4-стопного
хорея XVIII–XX веков.
Пятистопный и шестистопный
хорей тоже являются частными ритмами тактовика.
Если после этого взглянуть не на 4-стопный ямб, а на 4-стопный
хорей с тою же рифмовкой AbAb, то мы заметим, хотя и сильно хронологически сдвинутую, ту же эволюцию.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: перкалевый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Если бы мы рассматривали эту и подобные ей былины изолированно от общего фона традиции былинного стиха, мы не усомнились бы, что она написана чистым
хореем с немногочисленными нарушениями.
Ещё когда он по реке бежал рядом с упряжкой, тяжело груженной добычей, и подгонял оленей
хореем, ему показалось, что на крыльце дома кто-то стоит, хотя было ещё совсем раннее утро.
Путник бросил в сторону
хорей, приказывая оленям остановиться.
Испуганно оглядывался через плечо на своих преследователей и тыкал в оленьи холки костяным набалдашником
хорея.
Размер, в котором ударение приходится на первый слог, называется
хореем.
Из четырёх групп ритмических форм на первом месте твёрдо стоят
хореи, на втором – чистые тактовики, и на двух последних – анапесты и дольники.
Из этих 43 былин в 38 за
хореями следуют по частоте чистые тактовики, 4 раза дольники и 1 раз анапесты.
Заслуживает внимания лишь «малая
хорея», встречающаяся у детей (чаще девочек) и проявляющаяся сочетанием эмоциональной лабильности и насильственных гиперкинезов туловища, конечностей и мимической мускулатуры.
Рано было замечено, что господствующими ритмическими формами здесь являются 5-стопный
хорей и 3-стопный анапест, поэтому главный спорный вопрос представлялся так: к которому из этих двух размеров легче возвести все остальные ритмические вариации?
Мы могли бы ожидать подобных явлений и в 4-стопном
хорее.
Заглавие книги, в которой были собраны статьи на эту тему («Метр и смысл: об одном из механизмов культурной памяти», 1999), было предсказано во второй статье цикла («Метр и смысл: к семантике русского трёхстопного
хорея», 1976), а в следующей статье появился и базовый термин («Семантический ореол метра: к семантике русского трёхстопного ямба», 1979).
Это ещё более несомненная стилизация ритма народного
хорея – в нарочитом контрасте с учено-патетическим содержанием «Песни исторической».
Стихотворение «Снова тучи надо мною…» написано 4-стопным
хореем.
Таким образом, мы получаем право утверждать, что из общей массы «нормального» былинного стиха – трехиктного тактовика – выделяются два особых подвида: с одной стороны, «расшатанный» былинный стих, тяготеющий от тактовика к вольному акцентному стиху, а с другой – «упрощённый» былинный стих, тяготеющий от тактовика к силлабо-тоническому
хорею.
Можно сказать, что все дальнейшие образцы ритма литературного
хорея нащупывают середину между «естественной» языковой моделью и «культурным» фольклорным образцом.
Среди
хореев ещё резче выдвигаются на первый план короткие, 4-стопные: на короткие строки приходятся три четверти всех хореических вариаций.
Сравнивая состав
хорея других жанров, легко увидеть резкую разницу между стихами с окончаниями дактилическим и женским: и в песнях, и в духовных стихах при женском окончании преобладают стихи длинные над короткими, при дактилическом окончании – короткие над длинными.
Другой тип подкорковой дизартрии наблюдается у больных
хореей (при ревматическом поражении головного мозга).
Более короткие и более длинные строки
хорея и ямба в схему тактовика не укладываются и должны быть относимы к числу «прочих», т. е. отступлений от схемы.
Сравнивая былинный стих со стихом песен и духовной лирики с дактилическим окончанием, замечаем, что и в песнях, и в духовных стихах чисто-тактовиковые формы появляются реже; за счёт этого очень усиливается в песнях – доля правильных
хореев, а в духовных стихах – доля дольников.
Разумеется, неразрывного единства поэзии, музыки и танца («триединой
хореи», о которой пишут иногда в книгах об античном искусстве) в период высокого развития культуры в реальности не существовало: речь должна идти скорее о близком родстве трёх мусических искусств.
Но что именно течёт в древнегреческой
хорее?
Но и этот опыт не имел последствий: бесцезурный 6-стопный
хорей остался прежде всего размером народным и песенным.
По ударности I стопы русский литературный 4-стопный
хорей начинает в XVIII веке с уровня языковой модели; в 1800–1820 годах сильно повышается в сторону противоположную народному образцу, а в 1820–1870 годах, наоборот, сильно падает в сторону народного образца; затем он опять постепенно подтягивается к уровню языковой модели у старших советских поэтов и опять падает до наибольшего приближения к народному образцу у младших советских поэтов.
В те времена
хореи были короткие, всего лишь четыре метра длиной, и нарты небольшие, только на четырёх копыльях.
Охотник прыгнул в нарты, взмахнул
хореем, и упряжка сорвалась вперёд.
В стопе
хорея акцент ложится на первый слог, в стопе ямба – на второй слог.
Поэтому в стопе ямба или
хорея могут иногда соседствовать два ударных слога или два безударных.
Текст частушки – обычно это четверостишие, написанное
хореем, в котором рифмуются 2-я и 4-я строки (иногда перекрёстно рифмуются все строки).
С разных концов
хорея длиной в 400 сантиметров парочка оленеводов отколупнула по одной молекуле дерева. Чем отличаются эти молекулы?
Опустив на землю
хорей, старик сложил руки на колени и неподвижно замер.
После десятого класса девушка уже не была в вакууме, да и времени на рефлексии трёхстопным
хореем почти не оставалось.
Однако количество таких случаев в ямбе и
хорее является минимальным и вполне укладывается в рамки исключений, служащих большему разнообразию стиха.
В
хорее нет ничего личностного – это чистый автоматизм, который в большинстве случаев не осознает даже сам больной, и окружающие видят ее лучше.
В драку только-только ввязались поэты пятистопного ямба с поэтами
хорея.
Затем, сел на хан с левой стороны, взял в руки
хорей и поводья.
У остальных детей наблюдают моносиндромное течение с преобладанием признаков артрита или кардита, редко
хореи.
Искать хореический ямб в ямбическом
хорее – это удел зануд, снобов и неудачников.
Отвязав вожжи, взял
хорей.
Но удержавшись, всё же встал, опершись при этом на длинный берёзовый
хорей, удачно попавшийся под руку.
И пусть читатель не подумает, что я втюхиваю ему эту аналогию лишь на основании ритмического единства, поскольку обе строфы являют собой восьмистопный
хорей с цезурой после четвёртой стопы.
Я смотрела только перед собой и крепко держала
хорей.
Да, вот именно та, где этот двустопный
хорей и начинает закругляться в перекрёстную рифму.
Виртуозное владение
хореем придаёт её текстам особый аромат, приближающий её песенность отчасти к танцевальному зачину.