В средовом подходе понятие
хронотопа преломляется несколько иначе.
Однако традиционные временные рамки сочетаются в символистской поэзии с сугубо нетрадиционными пространственными локусами, формируя ряд неклассических городских
хронотопов.
Ещё один литературоведческий анализ, с точки зрения
хронотопа, я сразу выношу на семинарское занятие, в виде упражнения.
Как исторические персонажи в роли субъектов, так и исторические события в виде
хронотопа характерны для отдельных традиций.
Но цикличность в христианском
хронотопе приходит не из минувшего, как в мифоритуальном обществе, а в виде до сих пор небывалого, оказываясь, можно сказать, памятью о будущем.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: епанчовый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Продолжая тему
хронотопа космоса в советском и российском кинематографе, мы рассмотрим данные фильмы в аспекте построения в них буквальной и метафорической диагональности, вертикальности и горизонтальности.
Примерами
хронотопов могут служить «декорации», в которых развёртывается действие (порог, лестница, коридор, дорога, замок, площадь), отдельные элементы сюжета (встреча, разлука, бегство, потеря, брак), события в жизни героя (кризис, падение и восстание, любовь, смерть) и целые жанры (авантюрный роман, волшебная сказка, анекдот).
Следует рассматривать их взаимосвязи и взаимодействия в процессе деятельности и общения в контексте конкретной ситуации (своеобразного
хронотопа – определённого пространства и времени), учитывать допреступные особенности жизненного пути подэкспертных лиц, условия их воспитания и психического развития и т. д.
Мемориальные музеи способствуют созданию коллективного
хронотопа памяти(7).
Одной из наиболее известных концепций, позволяющих связать пространство и время движения сложных форм движения материи, является концепция
хронотопа.
Свойствами
хронотопа также обладает жизнь отдельного человека, точнее его жизнедеятельность.
Хронотоп больше человеческой жизни и вне человека, в то же время его конструируют люди, воздействуют на него и уж точно пытаются сделать управляемым.
Можно поэтому сказать, что в 1930‐е годы и после войны страна жила в разных культурных
хронотопах.
Определяет ли
хронотоп современные политические сценарии и насколько они цикличны?
Поскольку субъект изначально активен, то высшие психические функции представляют собой активный
хронотоп, то есть их активность хронотопична.
Театральное место действия абстрактно, пространство сцены бесформенно и пластично – но и эта степень условности не позволяет театру так же гибко манипулировать
хронотопом, как это делает литература.
Не менее важным оказывается
хронотоп, в котором локализуется произведение.
Пытаясь найти ответы на эти вопросы, помимо российской политики, мы должны иметь в виду международную рамку темы, соотношение глобального и национального
хронотопов.
Впрочем, битва за свой и новый глобальный
хронотоп от осознания этого факта никак не легче.
Предъявляемый политиками образ будущего в любом случае соотносится с национальным или локальным
хронотопом страны, региона, города.
Хронотоп выступает мощным фактором объективной политической реальности, который определяет характер и направление политических коммуникаций здесь и сейчас.
Способность расслышать и понимать язык природы, на котором слагается таинственная сага, указывает на идиллический
хронотоп изображённого мира.
Все разобранные до сих пор примеры песенных
хронотопов обладают рядом существенных общих признаков, среди которых безусловное доминирование времени и исключительное внимание к неизбежности ухода (перехода, превращения) настоящего в прошлое.
Все эти темы позволяют заинтересованному читателю погрузиться в подчас малоизвестные перипетии идейно-временного становления русского
хронотопа второй половины XIX–XX вв.
Как существенный элемент культурного текста
хронотоп является культурным образцом, служащим построению соответствующей картины мира, образцом, «работающим» на выработку определённого типа миросозерцания.
Но внутри революционной песни созрел и выкристаллизовался именно такой тип, где такой именно
хронотоп служит базисом соответствующей картины мира, системы ценностей и эмоционального настроя.
Таков основной
хронотоп советской классической (довоенной) песни.
Время духовных стихов имеет свой особый
хронотоп, позволяющий легко смешивать исторические эпохи.
Социальный порядок есть понятие, фиксирующее возможность общества воспроизводить себя, собственную идентичность в определённом историческом
хронотопе (пространственно-временном континууме).
Степень вовлечения во многом зависит и от временной дистанции, и от аксиологических установок личности художника, его «принципа видения и оценки мира, где на первом плане – движение времени и человек в потоке времени»: «Эстетически историческое сознание раскрывается в отборе материала, трактовке конфликтов, выборе и характеристике героев, в типе
хронотопа, формах повествования, системе поэтических приёмов» [68, 19].
Понимание собственных
хронотопов позволяет нам составить более рациональные схемы распределения времени, что особенно важно в условиях постоянного давления внешних факторов.
Вот, и проблема
хронотопа шолоховского мира оттуда же.
В общем использование художественного
хронотопа писателем или журналистом показывает, что он является непревзойдённым мастером пера, что он владеет особым искусством отображения реально происходящих событий в разных пространственно-временных измерениях.
Игра со временем проявляется и на уровне
хронотопа.
Так образуется единый
хронотоп, который присущ не только художественным текстам, но и человеческому бытию.
Итак,
хронотоп можно представить как сумму и спектр самых различных, разноуровневых и в то же время обыденных, не требующих рефлексии и неотъемлемых от человека смыслов и представлений о себе, родных, земляках, социальной общности, окружающем пространстве.
Мной было замечено новое явление в мире мирового сообщества и государства, которое в данной работе будет рассмотрено, как политический
хронотоп жизни общества, государства, и отдельной взятой личности.
Хронотоп культуры вмещает в себя безусловные ценностные смыслы – Истину, Благо, Красоту…
Таков
хронотоп книги, говоря литературоведческим языком. Теперь о содержании.
Погружаясь в них, он выпадает из своего «метафизического
хронотопа», утрачивает позицию «интервальной рефлексии» [68, с.27].
– Акцент на временном аспекте
хронотопа.
Хронотоп грабительский, о котором мы уже упоминали выше и в который вас несомненно попытаются вовлечь местные жители, рассказывая о несметных богатствах, спрятанных в фиванских горах.
И даже больше, «приземление» смыслов и оценок в повседневность: «…всякое вступление в сферу смыслов совершается только через ворота
хронотопов».
Хронотоп дороги получает в тексте романа неоднозначное толкование.
Речь идёт о специфике вообще способа работы, связанной с ориентацией в неизвестном
хронотопе.
Человек рождается, растёт в рамках определённой культуры, характеризующейся некоторым более или менее определённым
хронотопом, усваивает разные представления о времени, разное отношение к прошлому, настоящему и будущему.
Подобный парадокс можно объяснить и психологическим фактором, и фактором сжатия
хронотопа в коммуникации.
К особенностям стиля как специфики формальной стороны произведения мы относим и ярко своеобразный художественный мир скоморошин; как предметно-вещный мир, так и их система персонажей, и
хронотоп весьма отличны от встречаемых в других жанрах.
Сопоставление и противопоставление двух
хронотопов – военного и мирного – проходит через всё произведение.
Вместе эти два измерения определяют тональный
хронотоп, то есть конфигурацию тонального пространства-времени.