Лишь немногие аулы, населённые причерноморскими
шапсугами, остались на своей родине.
Малые
шапсуги гораздо беднее больших, у которых есть пастбищные места.
Приморские
шапсуги поклоняются кресту, в горах почти всеобщее безверие, что надо отнести также отчасти и к абадзехам.
В шутку местные черкесы называют их русскими
шапсугами, но только если начать их специально спрашивать о происхождении семьи.
У горных черкесских обществ
шапсугов, убыхов и абадзехов, в отличие от равнинных черкесов, развился пеший способ походов, связанный с ограниченными возможностями разведения лошадей в условиях горной местности.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: фрикер — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Особенно сильное противодействие себе встретил он в диких
шапсугах, боявшихся всякой власти, и в натухайцах, сохранивших у себя влиятельное дворянство.
Хотя по разности в названиях натухажцы и
шапсуги считаются отдельными народами, но в сущности они одноплеменны.
При занятии натухажцами и
шапсугами предгорий и плоскостей всё их отрасли перемешались между собой, что имело следствием расслабление связывавших уз.
До какой степени натухажцы и
шапсуги подвинули это дело, сейчас увидим.
Натухажцы и
шапсуги почитают его своим гением-хранителем, а также покровителем волов пахотных.
Однако, описывая этого знаменитого
шапсуга, многие историки и не только пытались преподнести его как разбойника, кровожадного хищника, но у них не получалось, потому что он им никогда не был.
Теперь понимаю, – отвечал
шапсуг и показал ему птичку, сидевшую на ближнем дереве.
Однако рядовые
шапсуги, натухайцы и абадзехи обратились к русскому командованию с просьбами о покровительстве.
Предоставленное одним своим средствам, народонаселение
шапсугов в 150 тысяч душ может оказать упорное сопротивление, но есть всякая вероятность, что этот народ не решится доводить дело до последней крайности, особливо если убедиться, что безусловная покорность натухайцев повела к благосостоянию.
Обычай, или адат, не определяет срока времени, по прошествии которого всякий иск на неправильное владение у многих народов отвергается; напротив, у натухажцев и
шапсугов старые права принимаются в уважение, отчего родятся бесконечные тяжбы.
Но из них только абадзехи и
шапсуги представляли основу и могущество черкесского народа по чистоте типа и по числу населения: первых считалось приблизительно от 140 до 150 тысяч душ, последних – от 120 до 130 тысяч душ.
Согласно обычаям древних
шапсугов, когда хоронили своих соплеменников, внутри кургана сажали небольшой росток дерева.
Последние, оскорблённые таким вторжением, в свою очередь вторглись на земли
шапсугов, разрушили и разорили все их мечети.
Анапские паши, сами магометане, естественно, принимали сторону
шапсугов и старались положить конец вражде склонением натухажцев принять ислам.
Ещё не так давно женщины пользовались у
шапсугов гораздо большей свободой, и каждая должна была иметь любовника.
Натухажцы обычно имели перевес и при заключении перемирий упрекали
шапсугов в отступлении от веры отцов.
У
шапсугов ещё недавно существовала песня об их вражде с крымскими ханами.
Война крымских ханов против
шапсугов всегда была неудачна.
Там у нас была запланирована встреча с представителями
шапсугов.
Они представляли интересы более двух с половиной тысяч
шапсугов – здешних коренных жителей.
Мы пообещали сообщить президенту о пожелании
шапсугов, а они всё повторяли и повторяли в разных вариантах свои доводы: желание говорить на родном языке, восстанавливать свои культурные традиции, отмечать свои праздники.
Далее он пишет: «Когда я проводил исследования по этому поводу у причерноморских
шапсугов, то заметил у них несколько сортов проса: ашэфы (поздние), ашагучь (ранние), фычьо (созревающие в конце лета), гчыщ (созревающие в начале осени), хыныплъыжь (красные)».
Вместе с кукурузой через черноморское транспортное сообщение
шапсуги, убыхи, абхазы в 1530–1550 годах получили для возделывания фасоль, тыкву, перец.