Наиболее общие законы развития нормального ребёнка прослеживаются и в развитии
аномальных детей.
Философское учение о сущности развития, о его движущих силах и возникновении нового стало исходным при разработке вопросов изучения
аномальных детей и многообразно реализуется на практике.
Для обучения
аномальных детей издаются специальные учебники и учебные пособия, составленные с учётом особенностей отмечаемых у обучающихся нарушений развития.
До последнего времени диагностические исследования интеллектуальных и аффективно-личностных особенностей
аномальных детей велись как бы параллельно, только косвенно касаясь друг друга.
С другой стороны, немаловажное значение для успешной социализации
аномального ребёнка имеет отношение к нему общества.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: трепонема — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Существующая в нашей стране единая система лечебных, учебно-воспитательных учреждений для
аномальных детей находится в ведении государственного образования, здравоохранения и социального обеспечения.
Отношение к ребёнку с отклонениями в психофизическом развитии с позиций «культуры достоинства», на наш взгляд, является единственно возможным условием решения проблемы его социализации, поскольку только в этом случае
аномальный ребёнок сможет найти своё уникальное место в структуре общества.
Опираясь на методы обучения и воспитания, разработанные в педагогике, специальная педагогика изучает особенности реализации общепедагогических принципов учебно-воспитательной работы в условиях специальных учреждений, адаптирует методы и формы организации учебно-воспитательного процесса с учётом особенностей каждой из групп
аномальных детей.
Огромное значение для теории и практики специального образования имеют его идеи о системном строении любого дефекта и о наличии компенсаторных возможностей при различных отклонениях в развитии, о значении коллективных форм деятельности (учебной, игровой, трудовой) для становления личности
аномального ребёнка, о соотношении интеллекта и аффекта, о развитии мышления и речи и многие другие.
Дефектологическая наука обеспечила дифференцированное обучение (организация обучения и воспитания детей с дефектами развития в различных типах специальных образовательных учреждений в зависимости от характера и степени выраженности дефекта)
аномальных детей разных категорий в рамках национальной государственной системы.
Вторичный (третичный и т. д.) дефект является наслоением на первичный, вследствие специфичности социальной ситуации развития, в которой оказывается
аномальный ребёнок.
Источником приспособления
аномальных детей являются сохранные функции. Функции нарушенного анализатора заменяются интенсивным использованием сохранных.
Появление данной области стало возможным благодаря установлению общих закономерностей развития, обучения и воспитания
аномальных детей.
На развитие
аномального ребёнка оказывают существенное влияние степень и качество первичного дефекта.
Процесс обучения
аномальных детей опирается не только на сформировавшиеся функции, но и на формирующиеся.
Та же проблема, но с ещё большей остротой встаёт перед родителями
аномальных детей, ищущими в специальной литературе ответы на возникающие у них вопросы.
Необходимо широко использовать психолого-педагогическое воздействие на вторичные отклонения
аномального ребёнка, так как они в значительной степени доступны коррекционному воздействию, поскольку их возникновение связано с действием главным образом средовых факторов развития психики.
Первая группа задач — общенаучные теоретические задачи, касающиеся проблем развития психики
аномального ребёнка (терминология автора).
Автор подчёркивал роль социальных факторов в развитии
аномальных детей.
По её мнению, нейропсихологические методики целесообразно применять в комплексе клинико-психологического изучения
аномальных детей, так как полученные таким образом данные позволяют оценить состояние зрительного и слухового восприятия, праксиса, речи, памяти – тех функций, которые обеспечивают возможности овладения элементарными школьными навыками (чтение, письмо, счёт, решение арифметических задач).
Например, в «Психологическом словаре» она определяется как «раздел психологии, посвящённый изучению психологических особенностей
аномальных детей, дефект которых обусловлен диффузным поражением коры головного мозга (умственно отсталые), нарушением деятельности анализаторов (глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, слепоглухонемые), недоразвитием речи при сохранении слуха (алалики, афазики)».
Лубовского было доказано, что основные закономерности психического развития
аномального ребёнка и нормально развивающегося являются общими и носят поэтапный характер: периодизация возраста, становление мыслительных функций (от наглядно-действенного мышления к словесно-логическому), памяти и т. д.
Четвёртая группа задач – разработка научных основ методов и средств обучения разных групп
аномальных детей, теоретическое обоснование конкретных путей их обучения.
У
аномальных детей может иметь невротический характер, т. е. возникать в результате психической травмы, в частности хронической – при постоянном акцентировании внимания на дефекте.
Таким образом, мы вынуждены констатировать явный разрыв между исследованиями познавательной сферы детей с интеллектуальной недостаточностью и исследованиями личности
аномальных детей [1, 2, 16, 29].
Обеспечить оптимальные условия воспитания и обучения
аномальных детей с тем, чтобы содействовать как можно лучшей подготовке их к самостоятельной активной общественной жизни в нормальном социальном окружении, – ответственная и сложная социальная и педагогическая проблема, которую призвана решать коррекционная педагогика.
Специальная психология изучает психологические особенности
аномальных детей, дефект которых обусловлен поражением коры головного мозга (умственная отсталость), нарушением деятельности анализаторов (глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, слепоглухонемые), недоразвитием речи.
Вторая группа задач – изучение аномалии формирования и развития конкретных форм психической деятельности и её психических процессов у разных групп
аномальных детей, то есть изучение закономерностей формирования личности, умственной деятельности, речи, восприятия, памяти.
Вторичные отклонения в зависимости от степени нарушения имеют разный уровень выраженности, т. е. существует прямая зависимость количественного и качественного, своеобразия вторичных нарушений развития
аномального ребёнка от степени и качества первичного дефекта.
Однако не все
аномальные дети могут быть отнесены к инвалидам.