Оба этих мотива – восхищение созидательными способностями человека и опасение утратить связь с природой – постоянно сопровождают
античную мысль.
Сейчас общепринят взгляд на философию средних веков как на итог своеобразного сближения, слияния, синкретизма христианства с достижениями
античной мысли.
Поэтому классик
античной мысли писал: «Понятие справедливости связано с представлением о государстве».
Изменилось глубинное мироощущение людей: открыв в себе личность и свободу, они встали перед такими вопросами бытия, до которых не доходила ни
античная мысль, ни античное чувство.
Античная мысль видела музыку частью комплексной теории гармонии и мироздания, и в созерцательной (не “скотской”) жизни греков теория музыки заняла место наравне с математикой, учением о политике и астрономией.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: замахнуть — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Античная мысль была знакома с подобными понятиями, но именно в силу этой парадоксальности не желала использовать их в науке.
Вместе с тем важно подчеркнуть, что всю послеаристотелевскую философию нельзя однозначно рассматривать как упадок
античной мысли, её гибель, поскольку и в этот период античная философия не только доводит до логического завершения тенденции, внутренне присущие её предшествующему развитию, но и выдвигает немало новых интересных и глубоких идей.
Античная мысль не может допустить спекуляции об актуально бесконечном, грубо говоря, по простой причине: у неё нет бесконечного предмета, к которому можно бы было привязать эти рассуждения.
Так постепенно наметилось движение
античной мысли в направлении идеалистического понимания души.
Этот дуализм прочно вошёл в традицию
античной мысли и, несмотря на большие достижения античной математики и естествознания, всегда оказывал характерное влияние на развитие науки и философии.
Для
античной мысли мироздание было организовано как цельное, гармоничное и одушевлённое тело космоса.
Свобода и долг, личность и государство – проблемы, оказавшиеся для
античной мысли неразрешенными.
Не сумев осмыслить отношение: «соотнесённого» и «противоположного», двух исходных сравнительных понятий, обусловленных каббалистическим «законом весов» невозможно прочувствовать и движение
античной мысли.
Двигаясь в своих изысканиях по спирали, после исследования культуры заботы о себе в
античной мысли я решила использовать в качестве призмы для прочтения текстов концепции, разработанные теми течениями философии, в которых ощущается глубинное созвучие с ядром культуры духовных практик, и уже на их основе выстраивать диалог с античными текстами.
Бытие в
античной мысли тесно связано с категорией меры и предела.
Греческий язык византийской церкви также открывал для культурных византийцев мир
античной мысли.
Тем, кто ищет полной исторической картины
античной мысли, лучше обратиться к книгам, написанным в жанре традиционной истории философии.
Кстати, отметим, что основные темы
античной мысли, которые находятся в центре внимания автора, связаны в первую очередь с онтологией (учением о бытии), теорией познания, этикой и отчасти примыкающей к ней политической теорией.
Это часто высказывалось раньше, это
античная мысль.
– Напротив, в
античной мысли закон – самое несомненное антропологическое понятие.
Античная мысль, несмотря на весь свой материализм, была чужда абсурдных идей.
Этот ключевой топос – проблема личности, которая отсутствовала в
античной мысли и могла появиться, как неложно говорит наш эпиграф, лишь в результате некоторого существенного «поворота в состоянии человеческого существа».
Мы надеемся, что публикация этого произведения на русском языке позволит приоткрыть русскому читателю ещё одну грань
античной мысли – как медицинской, так и философской.
Из той же
античной мысли известен целый ряд характеристик: человек здесь предстаёт как «разумное», «общественное» (или «полисное») животное, как «мера всех вещей» и как «гражданин мира».
Понимание этого концепта в
античной мысли требует от нас аккомодации исторического зрения.
Латинский язык католической церкви, во-первых, создавал основу для постоянного обмена информацией и культурными достижениями, во-вторых, давал возможность знакомства с дохристианской
античной мыслью.
Тогда кристаллизуется богатейшая
античная мысль, возникают восточные философско-этические и религиозные системы: индуизм, конфуцианство, даосизм, буддизм…
Читатель, не сумевший понять исходных сравнительных понятий, не сумеет прочувствовать развитие
античной мысли, не сумеет понять и замысел автора этих строк.
Эта природа для «века разума» (как и для
античной мысли) чётче всего являла себя в образе зрелого (взрослого) человека; среди зрелых людей она, в свою очередь, в наибольшей мере выражается наиболее разумными людьми: это образованные люди, это учёные и философы.
В
античной мысли одновременно существовали три различные модели психики и душевной болезни: поэтическая, философская и медицинская (на практике лечение осуществлялось иногда исходя из всех трёх моделей сразу).
Такое непоколебимое доверие к сущностной доброкачественности («божественности») человеческого разума отличает, вслед за
античной мыслью, всю философию нового времени, претендующую на богопознание исключительно силами непреображенного человеческого ума.
Такая точка зрения для
античной мысли вполне в духе «Метафизики» Стагирита.
Ещё одной причиной невозможности появления в
античной мысли идеи истории стало отсутствие представления о внутреннем единстве человеческого рода.
Его можно упрекнуть в некоторой модернизации
античной мысли, в злоупотреблении классовым подходом, когда само по себе «правление народа» априори воспринимается как положительное явление.