Отсюда одно из важнейших различий между человеком
архаической культуры и современным человеком – неспособность последнего проживать свою органическую жизнь как таинство.
Так, во многих
архаических культурах существовал культ матери, и в земледельческих культурах корова несла в себе материнское жизнедающее начало, была символом плодородия.
Если в
архаической культуре право непосредственно выводилось из миропорядка, то его связь с религией, восходившей к тому же источнику, была не только естественна, но и необходима.
Основным отличием духовного мира древности от современного является то, что носители
архаических культур воспринимали сильные эмоциональные импульсы и интуитивные ассоциации как некие «показания приборов», по которым можно с полным правом судить об окружающем мире.
Кроме того, задана проблема, ведь, действительно, непонятно, почему в
архаической культуре понимались одинаково такие разные вещи, как брачные отношения и охота.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: размолка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Действительно, при объяснении архаической любви я использовал, с одной стороны, выявленные мной схемы и проблему, с другой – исторический и культурологический материал, характеризующий
архаическую культуру.
Для нас характерно абстрактное, виртуально-компьютерное, мышление, для человека
архаической культуры характерна предметная логика, связанная с конкретными окружающими объектами.
Землевладельческий класс, силой обстоятельств, в начале XIX века принуждён был расстаться с традициями
архаической культуры.
Заниженная оценка старости в
архаических культурах выражалась прежде всего в сюжете геронтоцида или умерщвления стариков.
Петровский указ превратил наличие «бороды» в знак принадлежности старому, отсталому миру
архаической культуры – прошлому.
К бесписьменным культурам относят
архаическую культуру первобытного общества, а также «низовые» культуры аграрного общества (крестьянскую и городскую плебейскую).
Но всё больше и больше эта проблема становится проблемой всего мира с господствующей идеей глобализации и неизбежно связанным с ней рационалистическим нигилизмом, прагматизмом и материализмом, являя смертельную угрозу
архаическим культурам и религиозным традициям, несущих в себе элементы мифического и сакрального, проявляющихся даже в ритуалах повседневной жизни, что их в корне отличает от профонированной повседневной реальности современного технократизированного мира.
Поэтому во многих
архаических культурах важнейшим способом излечения или преодоления неудач считалось возвращение к истокам.
Представление о душе у примитивных обществ (а они до сих пор находятся на стадии развития, соответствующей
архаической культуре) примерно следующее.
Реконструкция социокультурной архаической ситуации и воззрений архаических людей должна учитывать не только имеющиеся в научной литературе знания относительно архаического мира и гипотезы о строении
архаической культуры, но также построенные (выявленные) исследователем схемы и проблемы.
Архаический период замечательный, потому что уже есть мальчишки, девчонки, периптеры и очень интересный центр
архаической культуры.
Сложность ситуации заключается в том, что архаизация в регионах вызвана отнюдь не только кризисными явлениями (при всей их значимости), но и жизнеспособностью самой автохтонной
архаической культуры, силой традиций, которые не исчезли полностью, несмотря на все попытки их искоренения.
В рамках
архаической культуры женское начало в качестве олицетворения жизнедарующей силы приобретает сакральный статус.
На поддержание этой практики направлены все ритуальные формы: повторение исключительного является частью
архаической культуры.
Особенности реализации рок-действа свидетельствуют о близости рока
архаической культуре.
При этом важно заметить, что предшествующее преобладание пространственной образности как структурообразующей категории феномена
архаической культуры воплотилось в новой космологической концепции.
Суть
архаической культуры и её наследницы – культуры народной – составляли древнейшие, забытые или отвергнутые представления о мире, человеке и посмертной участи его души.
Так поступает подавляющее большинство
архаических культур, герметичных для проникновения новых членов и численно стабильных в силу биологических причин – их столько, сколько в состоянии прокормиться на данной территории привычным способом.
Об этом позволяет говорить зафиксированный этнографами у народов, сохранивших
архаическую культуру, большой слой групповых названий, функционирующих по принципу разделения на «своих» и «чужих».
Особенно заметны элементы
архаической культуры при организации таких событий как рождения, свадьбы, похороны.
Отсутствие чётких, акцентированных временных отрезков, которые бы измерялись приборами и понимались в абстрактном, числовом измерении,
архаическими культурами восполняется с помощью мифологизации, а также опредмечивания, соотнесения с конкретными действиями и обозначением места действий.
Миф – это не только реалия и фактор
архаической культуры.
Мы ведь говорили об особенностях
архаической культуры, которые, в известной мере, относятся и к традиционной народной культуре, к фольклору.
Способность быть другим и способность «перехода» в иное, имеет определяющее значение для любой модели культурной идентичности, а в
архаических культурах понимается буквально.
Мы искали ответ на жгучий вопрос: как столь мощный очаг
архаической культуры образовался и веками существовал в затерянных недрах сибирских просторов?
Есть гипотеза, что обвинения в ведовстве выдвигались преимущественно против женщин потому, что именно женщина была главной хранительницей традиций устной
архаической культуры, и именно она в первую очередь сопротивлялась официальной аккультурации.
Вообще, такой спор
архаической культуры и современной очень естествен.
В древних
архаических культурах значение ритуалов было огромным.
Необходимо обратить внимание на то, насколько необычны для нас воззрения и видение, присущие людям
архаической культуры.
Мать представляется в младенчестве божеством, что в
архаической культуре выражается в архетипах земли и плодородия.
Ведь мы помним, что пространственная ориентация составляет один из важнейших элементов модели мира
архаической культуры (см.: Топоров, Модель мира, 161–163).
Земледельческий класс принуждён был расстаться с традициями
архаической культуры.