Вероятностное прогнозирование организмов – порождение вероятностной организации мира, в котором они живут.
Таким образом организованная память даёт возможность осуществлять
вероятностное прогнозирование.
Чем более высокого порядка ящиками располагает модель, тем точнее она осуществляет
вероятностное прогнозирование, тем более длинные планы действий можно строить.
Ясно, что способность к
вероятностному прогнозированию могла развиваться только в процессе эволюции, протекавшей в вероятностно организованной среде.
Наша книга посвящена моторной преднастройке и её связи с
вероятностным прогнозированием.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: начи — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Для современных психологических исследований парадигма
вероятностного прогнозирования имеет большое научное значение.
Вероятностное прогнозирование того, что такие-то действия субъекта приведут к успеху, к достижению его целей или к удовлетворению потребности.
Мы уже говорили в первой главе, что
вероятностное прогнозирование будущего может основываться только на прошлом опыте, хранимом памятью.
Способность к
вероятностному прогнозированию, по-видимому, сформировалась в процессе эволюции, протекавшей в вероятностно организованной среде.
Вопросы сенсорной преднастройки, характер нарушений
вероятностного прогнозирования и преднастройки в патологии и ряд других вопросов остаются за пределами темы настоящей книги.
Однако может быть и
вероятностное прогнозирование того, что какие-то действия субъекта приведут к успеху, к достижению его целей или удовлетворению потребностей.
Здесь мы сталкиваемся с тем, что стремление улучшить
вероятностное прогнозирование приводит к чрезвычайно громоздкой модели памяти.
Главная функция
вероятностного прогнозирования – опережение событий внешней среды – достигается за счёт заблаговременной подготовки к возможным действиям, а в ряде случаев и осуществления необходимых действий.
Вероятностное прогнозирование дальнейшего развития неподвластных субъекту событий.
Ведь именно такая память необходима для осуществления
вероятностного прогнозирования.
Вид, обладающий хорошим
вероятностным прогнозированием, оказывается более приспособленным.
Вероятностное прогнозирование основано на прошлом опыте субъекта и возможно лишь при сохранении в памяти субъекта вероятностно упорядоченных следов минувших событий, вероятностно организованного прошлого опыта.
Описанная структура памяти отражает лишь одну её сторону, но именно ту, которая позволяет понять, как из прошлого опыта создаётся прогноз будущего, как осуществляется
вероятностное прогнозирование.
Мы хотим лишь показать, что даже сравнительно просто организованная система сохранения следов прошлого в состоянии осуществлять
вероятностное прогнозирование будущего.
Особенно его надо учитывать при проведении занятий второго типа, когда возникают поисковые ситуации с
вероятностным прогнозированием результата самим ребёнком.
Процесс развития личности и её деструкции вряд ли можно объяснить с позиций
вероятностного прогнозирования, основанного на логике повторяющихся событий.
Вероятностное прогнозирование опирается на прошлый опыт и, естественно, зависит от индивидуальных особенностей данного организма в данный момент.
Ящики второго порядка, как следует из изложенного, обеспечивают лучшее
вероятностное прогнозирование, чем ящики первого порядка.
Интересные данные о связи
вероятностного прогнозирования с творческим мышлением получены в психологических исследованиях шизофрении.
Концепция волевого смыслового действия, обобщённая во втором и третьем разделах монографии, в гегелевском смысле слова снимает концепцию
вероятностного прогнозирования, изложенную в первом разделе книги.
Описывая в этой главе модель такой вероятностно организованной памяти, на которой может основываться
вероятностное прогнозирование, мы стремились показать, что даже сравнительно несложно организованная система упорядочения информации о прошлом опыте может быть достаточной для вероятностного прогнозирования предстоящих событий.
Вслед за этим сразу же возникает другой вопрос: что именно надо запоминать более основательно, чтобы сохранить способность к
вероятностному прогнозированию?
Развитие у живых организмов способности к
вероятностному прогнозированию, обеспечивающему реализацию опережающих реакций, возможно только при двух непременных условиях: в вероятностно организованной среде и при наличии специальным образом организованной памяти.
Преодолению этих «ножниц» между скоростью и совершенством (дифференцированностью) реакций и способствовало появление возможности к
вероятностному прогнозированию.
Сформированная таким образом память уже может обеспечить системе возможность
вероятностного прогнозирования предстоящих событий и, следовательно, возможность преднастройки – подготовки к действиям, адекватным прогнозируемым событиям.
Автором разрабатываются представления об иерархической уровневой природе установки как механизма стабилизации деятельности и показывается, что механизм
вероятностного прогнозирования функционирует на уровне операций – способов осуществления действия, соотносимых с условиями развёртывания действия, которое, в свою очередь, подчинено осознаваемому предвидимому результату.
Вероятностное прогнозирование может иметь различный характер (в зависимости от того, каких сторон «будущего» оно касается).
В репертуаре приёмов, используемых зрелым читателем для интерпретации содержания художественного текста, имеются следующие:
вероятностное прогнозирование и проверка смысловых гипотез; догадка о значении слов по контексту или уточнение с помощью достоверных источников; самопостановка вопросов к тексту и поиск ответов на них с опорой на сам текст, комментарии к нему или другие источники; медленное семантизирующее чтение; опора на собственное ассоциативное поле; рефлексивный анализ и сопоставление собственных ощущений от прочитанного с теми, которые уже были получены ранее; интеграция разрозненных видов текстовой информации и др.
Характер
вероятностного прогнозирования связан с такими моментами деятельности субъекта, как его потребности, цели, возможности воздействовать на среду и на своё положение в ней, его способность влиять на ход событий, планировать и осуществлять целенаправленные действия.
Вероятностное прогнозирование может быть направлено на предсказание того, как будут развиваться явления и события, независимые от действий человека (прогноз погоды).
За организацию адекватной работы всего мозга и, в частности, за процедуры
вероятностного прогнозирования отвечают, как известно, лобные доли коры, функции которых у детей ещё не сформированы, а у больных с шизофренией или с другими лобными патологиями наблюдается их распад.
Наша система окажется более адаптивной, если она будет осуществлять
вероятностное прогнозирование, опираясь не на «память всей жизни», а лишь на опыт последнего периода.
При включении
вероятностного прогнозирования в контекст деятельности на первый план выходит тот факт, что прогнозирование тех или иных операций и преднастройка – подготовка соответствующих моторных и сенсорных систем к определённому способу осуществления действия – выполняется не только на основе учёта частот событий в прошлом.
При такой организации памяти моделируется уже не только
вероятностное прогнозирование и, в частности, классический условный рефлекс; но и ещё одно интересное явление, которое наблюдается в опытах по переделке условных рефлексов.
И в тот момент, когда оно коснулось меня, ожил интерфейс модуля
вероятностного прогнозирования.
Интуитивное и
вероятностное прогнозирование является основой всех комплексов и программ по повышению шанса на выживание оператора.
Представление о познавательной активности человека как направляемой выдвижением гипотезвывело понимание процессов прогнозирования в более широкую плоскость (чём собственно
вероятностное прогнозирование) понимания познания.
Так организованная память позволяет осуществлять
вероятностное прогнозирование – предсказывать, с какой вероятностью то или другое событие может наступить в данных условиях.
Происходит осознание мотивов, потребностей, целей, осуществляется
вероятностное прогнозирование результатов высказывания на основе прошлого опыта и с учётом обстановки.
На актуальное формирование агрессивной мотивации, целеполагание и
вероятностное прогнозирование оказывают контролирующее влияние разнообразные эмоциональные переживания.
Чтобы обеспечить способность к
вероятностному прогнозированию, память должна быть определённым образом организована.
Подобная преднастройка к любым действиям, которая опирается на прошлый опыт, называется
вероятностным прогнозированием, которому в речевой деятельности отводится важнейшая роль, так как в процессе обучения ученика тому или иному роду деятельности учитель определяет различные варианты реализации им речевой деятельности в зависимости от тех или иных коммуникативных условий.
Следует иметь в виду, что каждый слушающий располагает знанием тех стратегий, которые он мог бы использовать как говорящий, а также способностью к
вероятностному прогнозированию, поскольку в процессе общения он опирается не только на лингвистические, но и на экстралингвистические факторы.
Таким образом, предвосхищение (антиципация) является одной из форм
вероятностного прогнозирования.
Как уже неоднократно отмечалось, подобная типологическая дифференциация искажённого развития эффективна, а следовательно, необходима для построения адекватной и своевременной помощи каждому конкретному ребёнку,
вероятностному прогнозированию его дальнейшего развития в различных ситуациях и средах.