Отметим, что связь
вещественной коннотации, которой мы уделили много внимания в предыдущей главке, с историей развития понятийной системы языка, а, следовательно, и менталитета, отнюдь не прямолинейна.
Вещественная коннотация не осознаётся носителями языка, образуя своеобразный метафорический концепт понятия, который возможно выявить лишь путём реконструкции.
Вот ещё один из их примеров (29): идеи (или значения) – объекты, языковые выражения – вместилища, коммуникация – передача (таковы, в наших терминах,
вещественные коннотации этих трёх абстрактных существительных).
Почему у данного абстрактного существительного возникает именно такая структура значения, такие, а не иные,
вещественные коннотации, чем мотивирован нюанс, акцент в его значении, особенно если речь идёт об универсальных, как может показаться на первый взгляд, реалиях, таких, например, как страх или удивление?
Важно отметить, что закрепление за тем или иным понятием той или иной
вещественной коннотации или, точнее, тех или иных вещественных коннотаций не случайно и имеет в большинстве случаев объективные источники.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: пьезокварц — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Вещественная коннотация проявляется в общеязыковых метафорах (в индивидуальных метафорах может происходить лишь развитие заданного общеязыковым сознанием образа) и, следовательно, носит объективный (неиндивидуальный) характер.
От этого и совершаемые с понятием разные действия, и
вещественная коннотация.
Возможно, именно эти особенности референтов позволяют провести зыбкую границу между абстрактными и конкретными существительными, а также понять, какую роль играет метафора и
вещественная коннотация абстрактного существительного, извлекаемая из общеязыковых метафорических сочетаний.
Перед нами вполне разработанная мифологическая картина, принятая современным сознанием для идентификации абстрактных понятий «значение», «слово», «общение» посредством
вещественных коннотаций, необходимых для такой идентификации.
Если суммировать сказанное, становится понятным, что именно сложная цепочка референций, выстраивающаяся за содержательной стороной языкового знака, может привести нас к выявлению качественных различий между абстрактной и конкретной лексикой и помочь понять ту роль, которую играет вторичная конкретизация (
вещественная коннотация) в осмыслении и функционировании абстрактной лексики.