Далёкая от идеалов христианской жизни повседневность жизни
византийского общества, конечно, не являлась секретом для древнерусского человека.
Так же, как в греко-римском и в
византийском обществе, начальная школа в средневековом мусульманском мире была частной.
Однако не только последователи иной веры притеснялись в раннем
византийском обществе.
Однако возникает вопрос: а были ли эти идеи вообще присущи высшим слоям
византийского общества?
Теоретически
византийское общество управлялось законом: судей обучали, они получали заработную плату и решали споры.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: проканителить — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
В XII в.
византийское общество имело сложную структуру, однако классовые границы оставались слабо очерчены, и их легко можно было переходить.
Выбор царя был не случаен: как чужеземец, не имевший корней в
византийском обществе, он стал послушным орудием императора, во всём покорный его воле.
Но следует помнить, что и монофизиты, и павликиане относились к отверженным кругам
византийского общества как еретики и государственные преступники.
В глазах
византийского общества гибель в бою ради защиты от неверных арабов считалась не более почётной, нежели смерть на войне от рук болгарских христиан; да и церковь не проводила таких различий.
Эта ситуация в последующие сто лет сочеталась с увеличением количества школ вследствие обогащения
византийского общества.
Скачки на ипподроме были излюбленным развлечением для представителей абсолютно всех слоёв
византийского общества.
И во-вторых, в сборе налогов, который был увеличен за счёт общего обогащения
византийского общества, которое приносило дань как за деятельность его торговцев и ремесленников, так и за уплату десяти процентов стоимости урожая или обращение и продажу продуктов.
Другой отличительной чертой
византийского общества было низкопоклонство и лакейство.
Этот поступок надолго разделил все
византийское общество на два враждебных лагеря: одни обвиняли императора в нарушении 7-й заповеди и церковных канонов, другие находили возможным оправдать его.
Ей нужно было бороться, и бороться неустанно, с тем злом всякого рода, которое в таком обилии накопилось в
византийском обществе, а при этом часто встречать препятствия там, откуда она должна была ожидать поддержки, – со стороны государственной власти.
Таким образом, императоры смогли одновременно укрепить имперские финансы и идеологическую сплочённость
византийского общества.
Для
византийского общества церковное благолепие и благоговение носили скорее символический характер, христианская аскетика и молитва были уделом отгороженных от мира монастырей.
Через армию варвары проникали и в элиту
византийского общества.
Патриарх возразил на это царю, что, напротив, лучшие представители
византийского общества разделяют догмат иконопочитания и готовы защищать его, если императору будет угодно их выслушать.
Эти изыскания, с виду несколько частного характера, приведут к кое-каким выводам, более общим:
византийское общество, такое отдалённое и малоизвестное, предстанет перед нами в более правдивых и более ярких картинах.
Такая вера объединяла многоязычное
византийское общество, что было очень актуально и для раннего русского государства.
Интересно заметить, что хотя ряды иконопочитателей росли, всё же бо́льшая часть
византийского общества осталась верной императору; это и предопределило его победу.
Византийское общество в рассматриваемое время было крайне испорчено, начиная с высших классов и кончая простым народом.
Обычно карьерный рост и восхождение по иерархической лестнице титулов в
византийском обществе были постепенными, хотя, и в высокой степени мобильными (причём, в обе стороны – и вверх, и вниз).
Поэтому для того, кто хочет узнать и понять
византийское общество и византийскую цивилизацию, быть может, найдётся кое-что новое в жизни забытых цариц той далёкой эпохи.
Возможно, семья святителя занимала очень скромное положение в социальной иерархии
византийского общества.
Учитывая, что
византийское общество прошло с раннехристианских времен длительный путь эволюции социально-экономических отношений, в ходе которого претерпели существенные изменения государственно-политические институты и право, для славянских народов гораздо понятнее были раннехристианские тексты, в которых отражались многие элементы общинного уклада, все еще актуального для славянских племен.
Они не делали различия ни между знатью и простыми людьми, ни между неофитами и византийцами. «Закон судный людем» устанавливал за нарушение брачных норм такие же наказания, какие существовали в давно христианизированном
византийском обществе.
Это пример того, что принято называть «вертикальной мобильностью»
византийского общества: благородство происхождения не имело решающего значения, и каждый человек мог достичь любого положения, вплоть до занятия императорского или патриаршего престолов.
Отношение
византийского общества к этой разнообразной практике тоже не всегда было одинаковое.
Со временем евнухи стали неотъемлемой частью
византийского общества.
Это была страшная язва, разъедавшая все
византийское общество и в значительной степени способствовавшая падению восточно-римской империи.
Главным для ромеев было, что монархия не перестала существовать и к власти пришел следующий василевс, поскольку именно он, будучи персонифицированным государством, сплачивал в единое целое все
византийское общество.
Этот образец мог устанавливаться как через памятники агиографии, так и непосредственно, через усвоение некоторых норм
византийского общества.
Почему и в сфере восприятия христианства, и в сфере восприятия права наблюдается это противопоставление раннехристианских текстов и текстов, отражающих современное состояние
византийского общества?
Византийское общество, повторяю, напротив того, пострадало от равнодушия или недоброжелательства писателей западных, от неприготовленности и долгой незрелости нашей русской науки.
Уже давно не молодой человек, претерпевший множество испытаний, угнетаемый недугами, он всё ещё оставался влиятельной политической фигурой в
византийском обществе.
Династический принцип сложится на несколько веков позже по ходу феодализации
византийского общества.