Неограниченная
внешняя свобода духа развращает человека и делает его разнузданным.
Она располагает очень большой
внешней свободой, но зато у неё нет возможностей для развития, продвижения по службе или обучения, которыми обладают её друзья, работающие в традиционном стиле.
Политическая свобода гораздо больше – и по объёму, и по ответственности, – замечает он,
внешняя свобода даёт человеку права в его собственных внутренних делах, права над собою и своей душой.
Здесь имеется в виду прежде всего
внешняя свобода человеческой личности.
Если
внешняя свобода устраняет насильственное вмешательство других людей в духовную жизнь человека, то внутренняя свобода обращает свои требования не к другим людям, а к самому – вот уже внешне нестесненному – человеку.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: гринго — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Это значит также, что
внешняя свобода служит внутренней, необходима для неё и даётся для неё.
Поэтому все те нравственные правила, которые ограничивают произвол одних лиц во имя
внешней свободы других, есть одновременно и нормы правовые.
Внутренне несвободная человеческая личность не сумеет даже и воспользоваться благом
внешней свободы.
Из критерия отличия внутренней и
внешней свободы рождается характеристика правового долга относиться к действию с ответственностью перед другими.
Кроме того, история практического конституционализма, начиная с 1905 г., свидетельствует больше о форме, нежели о содержании, в то время как идеал конституционного государства есть чрезвычайно сложная комбинация
внешней свободы человека и его внутренней преданности государству.
Мартанетто, в которой приводится вывод: «Право, рассматриваемое в его идеальном совершенстве, т. е. в его совершенной природе, как средство моральной жизни, есть установление возможно лучших внешних условий для реализации внутренней моральной жизни: следовательно, царство
внешней свободы учитывает царство внутренней свободы».
В этом процессе каждое новое поколение получает сначала в детстве воспитательный заряд внутренней свободы, а потом, к зрелому возрасту, – всё увеличивающуюся от поколения к поколению долю
внешней свободы, на которой оно должно довершить своё воспитание самовоспитанием.
Всё зависит от того, какое именно государственное устройство олицетворяет собой максимум
внешней свободы, возможной и желанной в данное время и для данного народа…
Система норм экологического права сочетает в себе предоставление и ограничение
внешней свободы физических и юридических лиц в их взаимных правовых отношениях в экологической сфере.
Если предоставить
внешнюю свободу бывшим рабам, это приведёт не к социальной гармонии и справедливости, а к социальному хаосу, проявлению худших инстинктов толпы и, как следствие, установлению жестокой диктатуры.
Из закона противоречия ясно, что внешнее принуждение, поскольку оно противодействие препятствию согласующейся со всеобщими законами
внешней свободе (препятствие препятствию свободе), вообще совместимо с целями, и, для того чтобы усмотреть понятие свободы, мне нет надобности выйти за его пределы; цель, которую имеет каждый, может быть какой угодно.
Законы нравственности основаны на свободном внутреннем сознании долга, а «высочайшее правило закона юридического может быть не другое какое, как определение
внешней свободы всех».
– Успокоим ум и сердце. Только благодаря внутреннему покою мы обретаем
внешнюю свободу.
Самостоятельность, понимаемая как способность человека ставить перед собой цели и достигать их собственными силами, является тем интегративным показателем человеческой деятельности, который предметно демонстрирует человеческие возможности, и прежде всего, рост внутренней свободы самовыражения, который одновременно проявляется в увеличении
внешней свободы человека и всего общества.
При этом автором особо подчеркивалась взаимная связь прав и обязанностей, предполагающая, что лишь при их совместной реализации возможна всеобщая
внешняя свобода.
Для осуществления своей цели необходима
внешняя свобода, обеспеченная морально честью и материально частной собственностью, которые вместе образуют лучшие гражданские права.
Завершая главу «Проблема становления личности в трудах западников и славянофилов», автор реферируемой монографии пишет: «Если западники по преимуществу развивали положения
внешней свободы личности, то славянофилы – внутренней (совести и мысли), которая не может быть дарована никакой властью в мире» (с. 88).
Такое единство внутренней и
внешней свободы очень важно для понимания политической свободы, которая, собственно, и заключается в этом единстве.
Ветры
внешних свобод и коммерциализации основных сфер нашей жизни широко распахнули двери казино, залов игровых автоматов, пунктов приёма ставок на различные спортивные мероприятия, заполнивших вакуум, образовавшийся из-за развала существовавшей ранее отлаженной системы досуга, отдыха и развлечений.
– Правом определяются вытекающие отсюда отношения
внешней свободы; нравственность касается только внутренних помыслов, но в этом заключается и требование уважения к праву как выражению человеческой личности.
Если
внешняя свобода зависит не только от субъекта, но и от социальных условий, то внутренняя свобода зависит только от субъекта, от его ощущений, ожиданий и аксиологических установок.
Два испытания, которые ожидали его в деревне, – испытание любовью и испытание дружбой – показали, что
внешняя свобода автоматически не влечёт за собой освобождения от ложных предрассудков и мнений.
Увлечённые внешним – своим участием в работе механизма, вы разрушаете внутреннее – свои души, подчиняете
внешнему свободу и волю каждого человека.
Но расширение
внешней свободы будет ли способствовать им к освобождению от рабства внутреннего?
Учение о праве имело дело только с формальнымусловием
внешней свободы (благодаря согласию с самим собой, когда его максима становилась всеобщим законом), т. е. с правом.
Это расширение понятия долга за пределы понятия
внешней свободы и ограничения её чисто формальным [элементом] её полного согласия, когда дана внутренняясвобода вместо принуждения извне, [т. е.] способность самопринуждения, и притом не посредством склонностей других, а чистым практическим разумом (который пренебрегает всем этим опосредствованием), заключается в том – и этим он выше правового долга, – что благодаря ему ставятся цели, от которых право вообще отвлекается.
Поэтому главная задача юридического закона состоит в том, чтобы определить пределы этой свободы так, чтобы при реализации её одним человеком «ни мало не была стесняема
внешняя свобода других».
Государство же охраняет только
внешнюю свободу граждан, используя при этом принуждение.
Табуированное поведение сужает границы
внешней свободы и никакого рассуждения не оставляет внутри.
Внешняя свобода ограничена обстоятельствами.
Чтобы принять эту свободу, нужно научиться жертвенности во имя неё, и не все готовы обменять свою нынешнюю
внешнюю свободу вседозволенности на внутреннюю свободу любви.
Народ, переполненный противоречиями, сочетающий в своей непонятной обычным людям кочевой жизни
внешнюю свободу и строгую внутреннюю дисциплину, верящий «бабкиным сказкам» и суевериям, но при этом способный на свою магию, отличную, как от магии дудочников, так и от артефактов ганслингеров.
С одной стороны, нет недостатка во всевозможных теориях, предназначенных объяснить «иллюзию свободы», например, «смешением свободы хотения с
внешней свободой действия, и принятием второй за первую», или тем, что «сознание открывает известное состояние духа в данную минуту, но не открывает длинных рядов причин, от которых оно зависит» [41: 295].
Нельзя людей всех ровнять по вектору
внешней свободы (по деньгам), ведь не все люди бизнесмены.
Сегодняшний мир – мир шума и систематизированного хаоса, мир
внешней свободы и попавшей в силки души.
Внешняя свобода условна и без совести теряет смысл.
Понятно, что это воздействие может встретить в душе такую энергию сопротивления, что вся его сила окажется недостаточной, ибо психическое заставление стремится, не стесняя
внешнюю свободу заставляемого, побудить его к тому, чтобы он сам решил сделать что-то и не делать чего-то.
– Лишённые
внешней свободы, эти женщины обрели свободу внутреннюю и вместе с нею – способность не только понимать, но и творить прекрасное!
Речь идёт о том, как англичане превращают
внешнюю свободу (в отличие от свободы воображения) в игру по правилам, где допускается свобода совершать любые поступки, кроме тех, что могут нарушить раз и навсегда установленные правила.
Выбрав
внешнюю свободу – потерял и всякую надежду на внутреннюю свободу.
Женская чрезмерная
внешняя свобода – часто нехороша внутренне.
Эта потеря и это приобретение сделали для меня лёгкой четвёртую потерю: тюремное заключение, лагерное заключение, утрату
внешней свободы, приобретение свободы внутренней.
Внешняя свобода гарантировала ежедневный достаток внутри страны.
Вот такая жажда
внешней свободы была у нас.