Потенциально перспективными с научной точки зрения выглядят геополитические и геокультурные подходы к осмыслению роли современных
восточных обществ.
Традиционные нормы поведения
восточного общества сочетались с традиционным мышлением и мифологией, важную часть которых представляли ангелы и демоны, или джинны.
Восточное общество склонно осознавать свою потребность в рефлексии, в периодах отдаления от привычного уклада, в периодах переоценки.
Естественно, наиболее веским из таких оснований было старшинство в роду, поскольку в
восточных обществах уважение к старшим до сих пор является действующей традицией.
В
восточном обществе чётко определены добродетели для представителей мужского и женского пола, традиции эти уходят во глубину веков к конфуцианским принципам устройства мира, трём послушаниям и четырём добродетелям.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: прохладец — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Всё это значительно обогатило и развило марксистскую теорию развития
восточных обществ, показав, что на своём конкретном историческом этапе ленинизм имел огромное современное и международное значение.
Особенностью
восточных обществ была их строгая иерархичность: каждый социальный слой занимал своё чётко определённое место и отличался от других своей социальной значимостью, а также обязанностями, правами и привилегиями.
Ничего удивительного, что в условиях реалий традиционных
восточных обществ круг лиц, к которым применим термин «аристократия», может быть различным не только для разных стран, но и для разных периодов истории одной и той же страны.
Отсутствие полноценной частной собственности, нераздельность собственности и административной власти при несомненном доминировании последней, властные отношения как всеобщий эквивалент, как мера любых социальных отношений, экономическое и политическое господство бюрократии (часто принимающее деспотические формы) – вот определяющие черты
восточных обществ.
В
восточном обществе можно многое критиковать.
Общей чертой всех
восточных обществ является деспотическая мощь их политической власти.
Некоторые исследователи даже связывают деспотизм
восточных обществ, возникших в руслах больших рек, не столько с потребностями обороны, сколько с необходимостью проведения мелиоративных работ.
Изучение буддизма является важным звеном в понимании социально-политических, этических и культурных систем
восточных обществ, в которых существовали и имеются в настоящее время буддийские общины.
Но к XVIII–XIX векам
восточное общество всё так же продолжало жить средневековыми понятиями, не желая воспринимать что-то новое, противоречащее, с точки зрения богословов, неизменным религиозным предписаниям.
Настоящая книга выходит далеко за рамки предыдущих исследований
восточного общества.
Жизнь
восточного общества имеет свой непростой узор, логику, далеко не всегда понятную европейцу.
Говоря о политической структуре
восточных обществ, нельзя обойти вниманием влиятельнейший социальный слой, перед которым часто «трепетали» непосредственные производители и которого опасались всемогущие правители.
Некоторые
восточные общества пошли по линии моральной проповеди, обращённой и к правителям, и к подданным, европейские – по линии укрепления и соблюдения законности.
Советские идеологи, которые в 1931 году объявили концепцию
восточного общества и «функциональной» правящей бюрократии политически несостоятельной, цинично признавали, что их отрицание было порождено политическими интересами, а вовсе не научными исследованиями.
В
восточных обществах власть всегда была эквивалентна собственности, и наоборот, в обществах западного типа произошло разделение собственности и власти, которая могла быть «просто» наёмной, а её главной функцией являлась функция управления.
Эти элиты живут в убеждении о несоответствии
восточного общества западной демократии.
Политическая власть в
восточных обществах опиралась на духовную, которая определяла и контролировала высшие ценностные ориентиры, этические нормы, создаваемые коллективным опытом.
Следует признать также и объективную невозможность некоторых
восточных обществ стать демократиями в силу устоявшихся других социально-политических традиций и некоторых других причин и исторических условий.
Между тем в
восточных обществах изучению истории и сохранению исторического наследия всегда придавалось не меньшее значение, чем в европейских странах.
Теперь они придают особое значение духовным аспектам жизни многоконфессионального
восточного общества, нередко приводя его в качестве примера мирного сосуществования разных культур и цивилизаций.
Именно этим отличается
восточное общество, для которого право ассоциируется со злом, и его ценность отрицается.
Реформаторство стало реакцией на подрыв жизненных устоев
восточного общества.
Или противоположная крайность – примеры марглинальных и радикальных слоёв
восточного общества, где отступление от веры считается чуть ли не смертным грехом, а убить иноверца почитается богоугодным делом.
Немецким
восточным обществом и проводившиеся в 1908–1910 гг.
Хуже того, помимо «потери лица» он мог потерять доверие короля, что в
восточном обществе равнозначно катастрофе.
Пособие предполагает знакомство с широким кругом социокультурных установок, теоретических концепций и идеологических постулатов, отражающих присущий
восточным обществам взгляд на природу и задачи политической власти, основы социального благосостояния, принципы межчеловеческих отношений, ориентиры общественного прогресса.
В глазах представителя западной цивилизации
восточное общество всегда представало диким и варварским.
Новые функции
восточных обществ в системе мирового капиталистического рынка.
Наверное, то, что дало мне возможность работать в таких действительно очень разных областях, как историческая динамика
восточных обществ, политология, фольклористика, экономика, это, наверное, использование прикладного статистического анализа, и – в последнее время – ещё и математического моделирования.
Это привело к нарастанию противоречий между богатыми и бедными гражданами полиса (в
восточных обществах процесс поляризации сдерживался государством), что привело к кризису полиса, как единой общности граждан.
Подобное социальное устройство позволяло решать
восточным обществам проблему социальной стабильности, но оно имело и свои негативные стороны.
Однако в
восточных обществах приватизация всегда выступала как временный отход от генеральной линии развития, как подготовка нового витка централизации в соответствии с циклом власти-собственности.
Оно предполагало не просто приобщение в тех или иных формах к новой цивилизации, но и насильственное изменение направления собственной исторической эволюции
восточных обществ, которые не были готовы к подобным переменам.
И я обратил внимание на то, что религиозные учения
восточных обществ изначально были направлены на освобождение людей от внешнего управления ими, а единобожие, христианское и исламское, предписывает быть управляемыми извне разумной силой, которая называется богом.
В то же время, концепции из позитивной психологии и когнитивно-поведенческой терапии находят применение в традиционно
восточных обществах.
Наиболее масштабной апорией послесталинского времени нам кажется возрождение в 1960-е гг. идеи об «азиатском способе производства» для определения специфики
восточных обществ.
Погром стал возможен потому, что он был очень в духе тогдашнего
восточного общества.
Это может означать, что он был распущенным человеком, жил под тропическим солнцем среди отбросов
восточного общества и, никем духовно не руководимый, без всякого разбора впитывал в себя поучения восточной книги.
Для таких вещей этот молодняк и собирался в усмерть обдолбанным в пустыне – отключить свои мозги и все моральные принципы, которые так сильно навязывало им удушающее их натуру
восточное общество, оторваться и вдохнуть воздух мнимой свободы, чтобы потом опять заковать себя цепями по руками и ногам и вернуться к действительности…
Вместе с тем допустимость законами шариата смертной казни в отношении поведения, признаваемого нормой в либеральной модели, отделяет
восточное общество и его литературу от гуманистического направления мысли.
Однако неведомые сферы жизни таинственных
восточных обществ, манящие западного путешественника, нередко соседствуют с неповоротливостью государственной машины.
Термин «азиатский способ производства» является примером тех проблем, с которыми столкнулись коммунисты, пожелавшие опровергнуть теорию
восточного общества.
Отвечая на этот вопрос, авторы книги убедительно показывают, что изменился прежде всего ракурс научных исследований, в центре которых теперь находятся процессы, происходящие в современных
восточных обществах.
Проходили века и тысячелетия, но, несмотря на все изменения, характерные особенности
восточных обществ, их государства и права сохранялись.