Вторичный дефект является следствием первичного и в этом смысле связан с органическим повреждением опосредованно.
При аномальном развитии
вторичный дефект является основным объектом психологического изучения и коррекции.
Наиболее значимым он считал изучение и воспитание детей с отклонениями в интеллектуальной сфере, признавая важность выделения первичных и
вторичных дефектов развития ребёнка.
Так, при нарушении слуха
вторичным дефектом является нарушение формирования речи.
Грубые артикуляторные расстройства речи у больных с афферентной моторной афазией приводят не только к
вторичным дефектам отождествления некоторых звуков, но и к изменению семантических связей между словами.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: сарана — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Например, вследствие поражения слухового анализатора возникает первичный дефект – снижение или отсутствие слуха, что в свою очередь приводит к отсутствию или грубому недоразвитию речи (
вторичный дефект), в результате возникают проблемы личностного характера (третичный дефект).
Нарушение этих физиологических процессов ведёт к появлению первичных дефектов, а также взаимосвязанных с ними
вторичных дефектов (первичных и вторичных нейропсихологических симптомов), составляющих в целом закономерное сочетание нарушений высших психических функций, а именно – определённый нейропсихологический синдром.
И если глухота возникла до периода овладения речью, то как следствие наступает немота –
вторичный дефект.
Они являются способом приспособления личности ребёнка к определённому
вторичному дефекту развития.
Следует обратить внимание на взаимодействие первичных и
вторичных дефектов.
Только при условии интенсивных занятий устной речью, т. е. преодоления
вторичного дефекта речевого недоразвития, оптимально используются возможности остаточного слуха.
Вопросы изучения факторов риска возникновения дискалькулии, и в частности, нарушений пространственных представлений, зрительно-моторной координации, слухоречевой и зрительной памяти, оптико-пространственного гнозиса и праксиса, восприятия и воспроизведения ритма, логических операций, речи, пальцевого гнозопраксиса, развития ручной моторики, временных и количественных представлений, рассматриваются с учётом представлений об общих закономерностях нормального и аномального развития в рамках деятельностного подхода и системного анализа, с позиции учения о функциональных системах и межфункциональных взаимодействиях, о первичном и
вторичном дефекте, с учётом положения того, что невербальные психические процессы являются базой для развития речи, и в то же время речь развивает, совершенствует, перестраивает многие неречевые психические функции и др.
Психолого-педагогическое воздействие будет направлено в первую очередь на коррекцию и предупреждение
вторичных дефектов.