Их подвиг, как сказал историк, ставился основой христианского мироощущения
древнерусского человека.
Это едва ли не первое дошедшее до нас портретное изображение конкретного
древнерусского человека.
В круг чтения грамотного
древнерусского человека входили в первую очередь переводные книги.
До этого вместо противоположности «стих – проза» в сознании
древнерусского человека жила другая противоположность: «текст поющийся – текст произносимый».
Этот образ в глазах
древнерусского человека, исповедовавшего трансцедентальные взгляды, был реальным.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: пословичный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Языческие обряды и верования очень долгое время сохранялись в быту
древнерусских людей, причём как в гуще сельского и городского населения, так и в княжеско-боярской среде – различного рода гадания, празднества, погребальная обрядность.
Действительно, в обиходе
древнерусского человека святая вода занимала важное место.
И
древнерусский человек населил лес всевозможными страхами.
Может быть, она потому так и близка к фольклору, что именно фольклор позволял
древнерусскому человеку делиться тревогой об ушедших на войну, оплакивать павших, восхищаться мужеством воинов: в фольклоре были былины, песни, плачи…
Успеха и удачи
древнерусский человек мог добиться либо обращением к заступничеству угодников церкви, либо магическими действиями (колдовством, оберегами, заговорами и т. д.).
Религиозное чувство пронизывало всё бытие
древнерусского человека.
Он подчёркивал, что речь идёт не о единичных, исключительных случаях, а о постоянных заботах и усилиях, оказавших воздействие на общий уровень просвещённости
древнерусского человека.
Все источники свидетельствуют о том, что уровень просвещённости и образованности
древнерусского человека был достаточно высоким для того времени.
Чувство значительности происходящего, значительности всего временного, значительности истории человеческого бытия не покидало
древнерусского человека ни в жизни, ни в искусстве, ни в литературе.
Исповедуя отказ от политической истории, приверженцы исторической антропологии обращают взоры на вопросы быта и нравов, благодаря чему мир
древнерусского человека начинает вырисовываться всё более детально, в круг внимания исследователей попадают новые источники, неожиданные ракурсы высвечивают полузапрещенные ранее сюжеты и сцены из древнерусской жизни.
Менталитет
древнерусского человека также имел значение.
Древнерусский человек жил в атмосфере религиозности, монастырский уклад жизни был принят в каждой благочестивой семье.
Если
древнерусскому человеку представлялось неудобным и невозможным открыть в подобных случаях звуковое сходство или рифму в словах, то в этих случаях он обращался к объяснению того или другого имени или названия и старался более простым звуковым способом применить к ним свои верования и поверья.
Знаменное пение, как мы уже знаем, было органичной частью миросозерцания
древнерусского человека.
Видимо,
древнерусский человек внутренне осознавал «свою экономику» специфического сельского хозяйства в смысле добычи максимального корма для себя и своей семьи, которую до сих пор не уразумевают некоторые «экономисты».
Существуют современные так называемые «неоязычники», но они мифологизируют историческую реальность, придумывают никогда не существовавшие верования и ритуалы, навязывая
древнерусским людям свои, современные, а потому глубоко искажённые представления.
Моя задача скромнее: не исказить добытый исследователями материал и дать по возможности правильную оценку фактам, чтобы воссоздать как можно подробнее и правдивее повседневную жизнь
древнерусских людей в дохристианские времена, в основном, по языческим отголоскам в народной культуре.
Источник внутреннего конфликта, движущий сюжет повести, – возникшее в жизни людей противоречие, которого не знали в XV или XVI веке: между осознанным подчинением вековой традиции (хотя именно этого от
древнерусского человека требует «совершенство разума») и стремлением городского человека «жити, как ему любо» (этого требует самостоятельность суверенной личности, утверждающей себя в мире различными способами и желающей получить от мира не только труды и тяготы, но и развлечения, досуг, даже запретные и греховные соблазны).
Древнерусский человек испытывал неприязнь к абстрактному рациональному мышлению, хотя изъяснялся последовательно и лаконично.
Это открытие в корне изменило все существовавшие представления о древнерусском искусстве, о самом характере, о достоинстве
древнерусского человека.
Судя по отечественным памятникам, духовное «прощение» и физическое «исцеление» не разделялись в сознании
древнерусских людей: термин «прощение» употреблялся, когда подразумевалось чудесное выздоровление.