Одним из наиболее характерных жанров у восточных славян являются
духовные стихи, по форме и музыкальному исполнению продолжающие общеславянскую традицию пения эпических песен.
Зато ему древнерусские сказители посвятили множество
духовных стихов.
Если обратиться к карельским
духовным стихам, то можно обратить внимание на то, что три дня в неделю, в которые обычно запрещалось топить баню, – среда, пятница и воскресенье – сакрализованы.
Если легенда родственна
духовным стихам, то предание в какой-то степени родственно историческим песням.
Можно сказать, что метрика
духовного стиха – это скрещение метрики былин и метрики молитвословия.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: раздёрнуться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Слушая пение
духовных стихов, он сам думает о смерти, о покое в лесной глуши, в стороне от греховного мира.
Сильно перекликаются с заговорами
духовные стихи.
Тяготение песни к наиболее чёткому ритму, пожалуй, неудивительно; что касается
духовных стихов, то по нашему небольшому материалу трудно судить, насколько для них характерна эта тенденция к дольнику.
Многие апокрифические мотивы и сюжеты вошли в искусство, мировую литературу, живопись и иконопись, стали содержанием
духовных стихов и религиозных песен.
Так, форму былинного стиха могут иметь эпические
духовные стихи.
В русских
духовных стихах она, спускаясь из рая на землю, зачаровывает людей пением, в западноевропейских легендах – это воплощение несчастной души.
Отдельный вопрос, о каких святых поют
духовные стихи.
Тексты
духовных стихов слагались в разное время, причем сам текст зачастую был «моложе» чем сюжет, его породивший.
Время
духовных стихов имеет свой особый хронотоп, позволяющий легко смешивать исторические эпохи.
Сейчас ещё можно услышать классический
духовный стих.
Другая постоянно пела народные
духовные стихи с очень интересным содержанием.
Кроме того, запись
духовных стихов велась не так широко, как запись сказок, былин или песен, в научный же оборот введено и того меньшее количество текстов.
Как возникли
духовные стихи?
Пространством
духовных стихов стал весь христианский мир, земной и небесный.
Наконец, в заговорах, апокрифических текстах и
духовных стихах встречаются, как правило, топонимы библейского происхождения; некоторые из них обозначают реальные объекты.
Таким образом явился тип пьяницы, отличавшегося потом подвигами добра; из
духовного стиха тип перешёл в былину, только здесь благочестивые подвиги были заменены богатырскими.
Вера
духовных стихов – это вера взрослеющего ребёнка, когда ещё максимально понятными кажутся только те истины, которые можно «пощупать».
Ведь, строго говоря,
духовные стихи нельзя назвать единым жанром, таким, как былины, сказки или лирические песни.
Распевались разные
духовные стихи.
Популярнейший
духовный стих «Голубиная книга», бывший для «большинства бедняков» – и не только их – основным источником сведений о мироустройстве, не знает слов «создан, сотворён».
Ныне ситуация изменилась, и
духовные стихи вновь вошли в учебные курсы и привлекают внимание исследователей.
Время в
духовных стихах преемственно в главном и мало соприкасается по движению отдельных сюжетов, как мы это можем наблюдать в былинах или исторических песнях.
Духовные стихи активно записывались в XIX веке.
И главное отличие, пожалуй, заключается не в искажении фактов веры и догматических категорий (хотя катехизических несоответствий, искажений и ошибок в
духовных стихах предостаточно), но в смещении акцентов веры и недопонимания (и непонимания) наиболее непростых и неконкретных понятий.
О стремлении к конкретизации говорит и сам язык
духовных стихов.
Такие, вроде бы, незначительные изменения-детали как раз и создают зримость образности
духовных стихов.
Духовные стихи питались, подпитывались, в первую очередь не книжной культурой, но, как уже отмечалось, храмовой.
Стих записан в сравнительно большом для
духовных стихов количестве вариантов и версий, которые значительно отличаются друг от друга.
Сербские и болгарские
духовные стихи, изображая св.
Устная поэзия, древняя, как человечество, пошла под венец с христианской рукописной, а затем и печатной книгой, рождая на историческом пространстве народной жизни пронзительные
духовные стихи поэта, опьянённого земным и небесным русским словом…
По стилю
духовные стихи напоминают русские былины, а по содержанию в основном пересказывают тот или иной библейский сюжет.
Поэты вертикального взлёта пишут
духовные стихи, которые кажутся тем, кто живёт в горизонтали (т.е. душой) – холодными.
Со своей чисто литературной стороны, как и по особенностям бытового предназначения, старообрядческий
духовный стих изучен совершенно недостаточно.
Они появились возле разрушенных каменных столбов при въезде в усадьбу и нестройно, разными голосами, запели древний
духовный стих «на исход души из тела».
– Да как же это так? Там мирское пели, а ты цельный час под окошком простоял, а здесь
духовный стих выводят, а ты и минутки не помедлил. Не возьму я в толк…
На кораблях его маленькой флотилии был заведён обычай: каждые полчаса, переворачивая песочные часы, юнга произносил
духовные стихи, а утром и вечером в определённое время он запевал гимны и читал молитвы, к которым надлежало присоединяться команде.
Кроме того, что ему приходилось делать в газете, он, если не был пьян, а может, и пьяным тоже, писал странные
духовные стихи, которые надо было петь, как в церкви во время литургии поют тропари.
Идущим по горизонтали кажется, что в
духовных стихах нет жизни.
И то, как странники заунывно тянули
духовный стих, сыпали в мои ладони спелую землянику, кланялись в пояс, видел я уже во сне…
Они хитрят, спорят друг с другом, попадают впросак и даже предпочитают хорошо спетую мирскую песню плохо спетым
духовным стихам.
Духовные стихи рассказывают и об общечеловеческих ценностях: честности, верности данному слову, уважению старших, любви к родной земле.
Нормальные
духовные стихи, книги, песни.
Авторы многих работ о христовщине – в основном, дореволюционных, – обращались к аутентичным текстам христоверов, однако рассматривали, главным образом, корпус
духовных стихов, созданных или бытовавших в их среде.
Следует отметить, что одна из распространённых ошибок этих трудов – это попытка представить аллегорическое толкование
духовных стихов в качестве основы учения христоверов.