Требования
жертвенной морали не слишком практичны – нам приходится сочетать их с собственными интересами, без которых мы не можем существовать.
Нет, попросить-то можно, но потребовать нельзя – именно потому, что
жертвенная мораль запрещает любую формализацию.
С этим связана ещё одна интересная особенность
жертвенной морали.
Однако, несмотря на всё своеобразие
жертвенной морали, она нам понятна в силу своей привычности.
Другой вопрос, что даже в абсолютно этичном обществе останется личная сфера с её неформальными нормами, которые сложились исторически под действием
жертвенной морали.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: змейковый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
В итоге, нам приходится так или иначе обманывать
жертвенную мораль, приходится согласовывать размеры жертв с нашими возможностями.
И отсюда следует ещё одна особенность
жертвенной морали – неясность её конечной цели.
Жертвенная мораль как бы подталкивает людей в эту сторону, призывая их открыть в себе нравственную чуткость.
Потому что
жертвенная мораль шире, она охватывает любые личные отношения, даже с незнакомыми людьми.
Тем не менее, это крупный шаг вперёд по сравнению с
жертвенной моралью, шаг в сторону универсальности, в сторону абсолютности добра и количества людей, обьединенных этим добром.
А значит
жертвенную мораль, несмотря на все её недостатки, надо беречь.
Жертвенная мораль – очевидное продолжение родительских, половых и стайных инстинктов, нацеленных на выживание какого-то тесного сообщества особей, т.е. можно сказать, что жертвенная мораль как бы одной ногой всё ещё увязла в природе, она всё ещё не до конца идёт против неё.
Ведь что такое абсолютное добро в понимании
жертвенной морали?
А вот если вообразить, что когда-нибудь в будущем люди станут какими-нибудь там биороботами или иными формами трансгуманной жизни – нужна ли биороботам
жертвенная мораль?
Отсюда видно, что хотя
жертвенная мораль нам хорошо знакома, в ней, так сказать, есть ещё тёмные пятна.
Жертвенная мораль ответа в общем случае, разумеется, не даёт.
Мы не имеем права на расчёты, ведь
жертвенная мораль в силу своей иррациональности отрицает любые расчёты.
Указанные особенности
жертвенной морали – разборчивость, конфликтность, непрактичность, неформальность и крайняя иррациональность – делают её абсолютно непригодной в качестве универсальной основы общества.
Конфликты возможны между героической и
жертвенной моралью.
Жертвенная мораль образует вокруг человека своего рода поле «нравственного потенциала», где любовь и забота тем больше, чем ближе другой к его центру.
Но самое удивительное, что
жертвенная мораль ещё и запрещает нам заниматься этой арифметикой!
Что вносит в общую благостную картину мрачноватые оттенки, ибо отсюда следует такая особенность
жертвенной морали, как её конфликтность.
Злоупотребление
жертвенной моралью начинается с её абсолютизации.
Для
жертвенной морали нет никакой иной высшей ценности… кроме ещё одного конкретного человека, который ещё ближе и которого любят ещё больше!
Жертвенная мораль внутренне противоречива, ведь вместо единой высшей ценности, у неё их несколько и все они – взаимоисключающие.
Здесь мы видим определённую параллель с
жертвенной моралью, у истоков которой лежала необходимость физического выживания особей, живущих какой-то мелкой группой.
То есть мы видим, что
жертвенная мораль не только разборчива, но и щепетильна.
Подобный конфликт вообще характерен для
жертвенной морали, ведь любая жертва затрагивает остальных, но в данном случае из-за размера жертвы конфликт сильно усугубляется.