Прогресс культуры рассматривался как один из
законов истории общества.
И если на базе данных поисков родилась достаточно жёсткая и догматичная теория, то в этом нет вины автора, а есть всего лишь попытка наиболее точно и адекватно изложить вышедшие из поисков периодичности
законы истории.
Совокупность базовых тезисов марксизма, его претензия на обладание знанием
законов истории вместе с преобразовательной нацеленностью историко-философской доктрины придают учению мессианский характер.
Для этого прежде всего необходимо строгое определение качественности объекта, то есть научное понимание глобальных
законов истории.
Он продолжал думать скорее в понятиях
законов истории, чем в понятиях всеобщего естественного права или неотчуждаемых прав человека.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: ангиотензин — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Намного важнее оставить после себя духовное наследие, идеи, откликающиеся в народных сердцах, соответствующие
законам истории.
Опыт XX в. показал, как осторожно надо обходиться с «железными
законами истории», как далеки от действительности бывают прогнозы, которые базируются на, казалось бы, несомненном историческом опыте и характерных для странлидеров тенденциях.
Марксизм маскируется под науку, и благодаря этому ему легче изобразить сложившееся общество как высший и закономерный продукт объективных
законов истории, изобразить деятельность руководства как деятельность от имени этих объективных законов, изобразить всякий корыстный интерес и идиотизм руководства как гениальное научное предвидение и т. д. и т. п.
Цицерон, подводя итог развёрнутому рассуждению о родстве мастерства историка и мастерства красноречия, делает вывод: «Кому же не известно, что первый
закон истории – ни под каким видом не допускать лжи; затем – ни в коем случае не бояться правды не допускать ни тени пристрастия, ни тени злобы».
И быть не может по социальным
законам истории.
Значит, ключ к изучению
законов истории общества нужно искать не в головах людей, не во взглядах и идеях общества, а в способе производства, практикуемом обществом в каждый данный исторический период, – в экономике общества.
У нас одна из величайших стиховых культур; она была движением, но по оптическим
законам истории она оборачивается к нам прежде всего своими вещами.
Присущая образцовым людям – писателям, критикам, идеологам – сознательность представляла собой способность видеть
законы истории и понимать свои возможности как субъекта исторического действия, который будет участвовать в прокладывании дороги к светлому будущему.
Тем, кто из наличия эффекта колеи делает неожиданный вывод, что наша страна обречена на пребывание в этой траектории движения, на постоянное дежавю и повторения уже прожитых ситуаций, и что нечего и суетиться – так работает
закон истории – этим людям я хочу заметить: я с вами категорически не согласен.
Многие единицы – личности, семьи, группы, места или даже страны – не выскочили из диктата циклического
закона истории; истории, в которой были случаи политического пренебрежения, и евнухи становились успешными, и случаи, в которых люди умирали, и случаи, в которых люди искали славы и принимали позор.
Законы истории суровы для «благоразумных» домоседов.
Невозможно сформулировать непреложные
законы истории, и зачастую очень трудно даже выделить закономерности весьма общего характера.
Тот самый народ, которому они хотели помочь, возмущался их жизнью и их делами и тем самым подтвердил суровый
закон истории.
Стремление людей к лучшему почему-то чаще всего используется как таран для разрушения хорошего. Что это – глумливый
закон истории?
Изучение фактов-событий, поступков людей нужно не только для формулирования
законов истории – оно имеет собственную ценность, ценность человеческого опыта и примера.
Такова цена, которую человечество заплатило за игнорирование духовных законов и своевременно данных наставлений, такова цена за игнорирование
законов истории.
Непреложным
законом истории остаётся тот факт, что современникам не дано распознать ещё в истоках те важные движения, которые определяют их эпоху.
Многие авторы принимают за основной
закон истории такие явления, как например общественный прогресс, стремление людей к большей свободе, самосовершенствованию, справедливости и т.п.
Однако общие
законы истории зависят также от социальных факторов: производства, собственности, принципов правления, обычаев и религий.
Бурный рост естественнонаучного знания в XVII–XVIII вв. вызвал достаточно резкое дистанцирование науки и религиозных идей и обусловил поиск универсальных
законов истории, наподобие тех, которые активно открывались в природе.
Наша древняя и слишком большая страна хотя и подчиняется всеобщим
законам истории, но значительно медленнее, чем в других странах в силу устойчивости первобытных привычек.
Убеждение людей XIX столетия в необходимости такой работы было основано на представлении о существовании
законов истории, которые, в частности, предполагают, что каждая состоявшаяся историческая эпоха должна иметь своё визуальное проявление, своё лицо, в виде отчётливо выраженного стиля искусства.
Первый
закон истории человеческих обществ гласит: «Правила, установленные для жизни людей обществ мира иными, всегда являются условиями жизни указанных людей – их судьбой».
По сути, это тот же вопрос, с которым сталкивались другие общества и культуры, а именно: способны ли мы приложить понимание
законов истории к политическим действиям.
Одной из причин такого поворота явилось то, что замысел открыть
законы истории и тем самым поставить науку историю в один ряд со всеми другими науками, устанавливающими определённые закономерности, не привёл ни к каким конкретным, сколько-нибудь надёжно обоснованным результатам.
Прогресс рациональности, если он и существует, не является
законом истории точно так же, как и неуклонный прогресс в развитии науки.
Существуют ли на самом деле
законы истории?
Второй
закон истории доводит эту целевую функцию биосферы до логического конца (впрочем, тоже известного): так как все виды смертны, то они могут (и должны) пытаться продлить своё существование в своих потомках, порождая более совершенные производные виды.
Время мудрых книг отходило куда-то в прошлое, и оставалось надеяться, что, следуя
законам истории, оно всё же когда-нибудь вернётся.
Не будем сейчас подымать вопрос о том, насколько можно считать наукою социологию и в какой мере правомерно искание
законов истории.
Эти
законы истории партии не пишут, а изучают.
Европейский «хаос» является хаосом только по форме; по существу в нём находят своё выражение высшие
законы истории, которые разрушают старое, чтобы на месте его создать новое.
При всей кажущейся предпочтительности гражданского общества по сравнению с государством нужно исходить не из абстрактных пожеланий сделать общественную жизнь более человечной, а принимать во внимание
законы истории и специфику развития конкретного общества.
Ибо одно лишь слово, что история есть жизни человеческой учительница, заключает в себе и все добродетели и пользу опыта, давая знать, что вся жизнь человеческая к
законам истории либо древней истории должна быть направлена.
При этом либеральные теории, хотя и отрицают возможность познания
законов истории, по существу, как и теория формаций в историческом материализме, являются механическими теориями стадийного развития, поскольку полагают, что «мир неизбежно идёт к универсальному обществу господства частной собственности и индивидуализма».
Поскольку человеческая история представляет собой последовательность уникальных, неповторимых явлений, не существует каких-либо
законов истории, ни динамических, ни статистических.
Но «век империй» с персонифицированным абсолютистским субъектом на вершине власти закончился по неумолимым
законам истории уже в начале XX в.
Поскольку предлагаемые
законы истории не подвержены ни той, ни другой проверке, поэтому им надо отказать в претензии на научность.
Не означает ли такое положение, что существующий сегодня плюрализм мнений – это вовсе не достоинство нашего времени, а его недостаток, свидетельство всеобщего непонимания
законов истории, доказательство субъективности прогнозов, фактор, обусловливающий возможность глобальной социальной катастрофы?
Мы видим здесь
закон истории.
Эта территория была его «Атлантидой», где среди мудрецов-брахатм восторжествовали политические принципы «синархического
закона истории и человеческих обществ».