Завоевательные империи – номады завоёвывают
земледельческое общество и переселяются на его территорию.
Как отмечалось выше, государство появляется в
земледельческих обществах при достижении достаточно высокой плотности населения.
Неолитическая революция,произошедшая на рубеже VII–V тыс. до н. э., и переход от кочевого образа жизни к оседлому привели к тому, что в регионах с благоприятными условиями появляются первые
земледельческие общества.
В
земледельческих обществах мышление редко двигалось в художественном направлении.
Это пограничная зона между кочевыми и
земледельческими обществами, а сами народы региона принимают такое разделение за аксиому.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: оборонщик — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ломбардцы и евреи занимают такое же положение по отношению к
земледельческим обществам средневековья.
Географический фактор является формообразующим,он участвует в формировании обществ земледельцев и кочевников, а в дальнейшем его влияние проявляется в процессах социального синтеза, которые начинаются после завоевания
земледельческих обществ кочевниками.
Между тем
земледельческие общества, отличаясь от кочевых большей автаркичностью, самодостаточностью, не испытывали особого стремления вступать в экономические и иные контакты с миром номадов (во всяком случае, равноценные, взаимовыгодные).
Отец мой по документам – не мещанин, не купец, а крестьянин некоего (позабыл уже, какого)
земледельческого общества.
Наличие «межвидовых» взаимодействий существенно усложняет динамику развития
земледельческих обществ.
Это обстоятельство позволяет переформулировать полученные результаты следующим образом: повышение демографического давления в
земледельческом обществе при необходимом развитии технологии и благоприятных природных условиях приводит к возникновению государственности и социальному расслоению.
Именно выращивание злаковых культур примерно 10 000 лет до н. э. позволило группам охотников и собирателей перейти к устойчивому
земледельческому обществу.
Многие годы считалось, что экспансия кочевников происходила в тех направлениях, где им не могли оказать должного сопротивления
земледельческие общества, что сопровождалось задержкой развития того общества.
Поэтому все мужчины в кочевых обществах вынуждены быть воинами, что давало при образовании орды невиданные мобилизационные возможности при меньшем населении по сравнению с
земледельческими обществами.
Как и в случае с охотой скотоводческий способ производства требовал значительной территории, что не только заведомо ставило его в проигрышное положение по отношению к
земледельческим обществам, но и не давал кочевникам совершенствовать социальную структуру общества.
Переход к оседлому,
земледельческому обществу радикальным образом изменил роль женщины.
После этого кочевники либо растворялись в
земледельческих обществах за счёт культурной ассимиляции, либо начинался процесс деградации социальной структуры орды, которая могла существовать только за счёт грабежа завоёванных территорий земледельческих обществ.
Ранние
земледельческие общества часто были нестабильными. Римская империя за 500 лет сменила 77 императоров, половина из которых были убиты.
Она могла выставить гораздо большее количество воинов для завоеваний, чем
земледельческие общества, что было связано со спецификой существования кочевых племён.
Пшеница, ячмень, рис и кукуруза кормили ранние
земледельческие общества достаточно надёжно и с болезненным однообразием.
Земельные угодья, многообразные ландшафты и произрастающие на них растения – филумы земледельческих социальных организаций, формирующие древние и средневековые
земледельческие общества.
Примерно по такому же сценарию развивались остальные
земледельческие общества.
Археологические данные свидетельствуют о том, что
земледельческое общество развивалось в 4-м тысячелетии до нашей эры.
Демографическая динамика в
земледельческом обществе (у кочевников свои особенности) реализуется в виде циклов освоения вмещающей экологической ниши – быстрого роста численности населения – аграрного перенаселения – демографической катастрофы.
Причём никакой преемственности между первой и второй формами дружины не было – они возникли независимо друг от друга в силу похожей констелляции нескольких факторов (обогащение за счёт грабежа более развитых и культурных
земледельческих обществ, наличие ярко выраженного слоя знатных воинов и др.).
Эволюционируя многие столетия как почти чисто
земледельческое общество, при слабом развитии процесса общественного разделения труда, российский социум (и прежде всего его господствующий класс) был крайне заинтересован в сохранении жизнедеятельности буквально каждого деревенского двора, ибо разорение крестьянина не переключало его в иную сферу производственной деятельности, а ложилось бременем на само общество.
Относительно немногочисленные, но воинственные кочевники завоёвывали оседлое
земледельческое общество, переселялись на его территорию, возглавляли его, их потомки ассимилировались в нём, становясь элитой уже нового общества.
Так как, однако, война не зависит от его воли, ибо часто является экономической необходимостью для его соседей,то
земледельческое общество вынуждено вести войны, которые чем чаще, тем губительнее для его хозяйства.
Ничего подобного не описано в отношении
земледельческих обществ, среди иранцев, индо-иранцев или индийцев.
Создав возможность запасать излишки пищи, производство продовольствия позволило
земледельческим обществам поддерживать существование профессионалов-ремесленников, которые, будучи свободны от необходимости самим выращивать пищу, занимались развитием технологий.
Выделяются три модели кочевых империй: типичные (кочевники и земледельцы сосуществуют на расстоянии), даннические (земледельцы зависят от кочевников), завоевательные (номады захватывают
земледельческое общество и переселяются на его территорию)[147].
Всё это, казалось бы, создавало условия для многовекового существования в этом регионе лишь сравнительно примитивного
земледельческого общества.
Изначально смысл изображения был незатейлив: в матриархальном
земледельческом обществе царица, она же и главная жрица, первой начинала вспашку поля.