Философия шла от
идеи субстанции, но тем самым философия постепенно стала безличной, бесчеловечной.
Следовательно, у нас нет иной
идеи субстанции, кроме идеи совокупности отдельных качеств, и мы не приписываем этой идее никакого иного значения, когда говорим или рассуждаем о ней.
Итак, если
идея субстанции действительно существует, она должна быть извлечена из впечатления рефлексии.
Идея субстанции, равно как и идея модуса, не что иное, как совокупность простых идей, объединяемых воображением и наделяемых особым именем, с помощью которого мы можем вызвать эту совокупность в собственной памяти или в памяти других людей.
Он придерживается
идеи субстанции и причинности, а также приписывает вещам свойства, аналогичные свойствам пространства и времени.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: сзаду — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Идея субстанции в восприятии, сама того не замечая, подчиняет субъективное и исчезающее содержание ощущения самому предмету как отрешённому от субъективности.
Я бы охотно спросил тех философов, которые основывают большую часть своих рассуждений на различении субстанции и акциденции и воображают, что у нас есть ясные идеи как той, так и другой: извлекается
идея субстанции из впечатлений ощущения или же рефлексии?
Идея субстанции должна служить у него основанием не только собственного существования, но и истоком существования всего модального (делимого, пространственно-временного) универсума.
К такому смыслу понятия толкает и пояснение, следующее сразу за дефиницией: «Ибо у нас нет никакой иной
идеи субстанции, точно говоря, кроме того, что она – это вещь, в которой формально существует то, что мы постигаем или то, что объективно присутствует в какой-либо из наших идей».
Идея субстанции как первоначала решает другую задачу: она открывает человеку путь к познанию мира в его единстве и многообразии.
Ощущения различных органов чувств должны быть зафиксированы вместе в одних и тех же точках пространства; возникает
идея субстанций с несколькими качествами, т.е. причинных комплексов, породивших несколько видов ощущений.
Она составляет (II, 23, 7) значительную часть составной
идеи субстанции.
Этому аргументу можно придать и менее экзотический характер:
идея субстанции как обязательно присутствующего основания для воспринимаемого свойства действительно внушена определённой языковой структурой.
Так, есть философские учения, особенно в современности, в которых отсутствует
идея субстанции, но в которых всё равно присутствует идея единства якобы бесконечного предметного многообразия реальности, которую можно выразить философским понятием субстрата, даже если философы не используют его.