Надир-шах наряду с другими шедеврами
индийского искусства увёз с собой и павлиний трон.
Немного отступлю от темы христианства и хочу сообщить, что, к примеру, Будда в
индийском искусстве иногда изображается с внушительным красным нимбом.
Аджанту считают уникальным памятником древнего
индийского искусства.
Индийское искусство отличается яркой самобытностью, глубиной содержания, своеобразием и богатством форм.
Время от времени в завершение лекций по глобальному развитию я демонстрирую это древнее
индийское искусство.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: изомерный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Индийское искусство вступает в первый период расцвета.
Любой человек, даже поверхностно знакомый с
индийским искусством, способен понять невероятную абсурдность такого заявления.
Эти особые условия состоят в том, что памятниками
индийского искусства занялись археологи и взглянули на них главным образом с точки зрения исторической, особенно по отношению к скульптуре и живописи, при этом первый обобщающий труд по индийскому искусству опять-таки стал на точку зрения историко-археологическую, увлекая за собою ряд последующих исследователей.
Тем не менее, я прежде всего считаю себя обязанным высказать те основные точки зрения, с которых я рассматриваю
индийское искусство, те впечатления и убеждения, которые сложились у меня в течение ряда лет работы над памятниками этого искусства и которые я, к сожалению, не всегда, может быть, буду в состоянии в достаточной мере объяснить и обосновать, сообщая часто именно только впечатления наблюдателя, хочу думать, внимательного.
Эти храмы часто называют «Энциклопедией
индийского искусства любви».
Преодолев один квартал, они свернули к прекрасному саду у моря, в котором теснились скромные домики школы
индийского искусства.
Здесь я дал лишь первые беглые импрессионы от раннесредневекового
индийского искусства.
И потому истории
индийского искусства необходимо непременно считаться с любительским трудом, против которого с точки зрения приёмов работы приходится возразить очень много, но за которым тем не менее приходится признать большую заслугу по отношению к повороту к более широкой, не узкоархеологической точке зрения на индийское искусство.
Тоже по философским проблемам китайского и
индийского искусства.
Если отвлечься от указанных нами недостатков нового направления, его следует признать безусловно крупным шагом вперёд на пути к пониманию
индийского искусства, и усилия его – несомненно плодотворными и живительными, даже если отмеченные крайности вызвали определённый отпор специалистов.
Не потому ли и
индийское искусство не признаёт пустого пространства, что так диктует ему природа, и каждый уголок его занят какими-нибудь существами: богами, людьми, животными, растениями, символами, узорами?
Критик сомневался, что «танцы в их восточном спокойствии, содержавшем в себе нечто фантастическое, настоящие и что они вообще представляют собой
индийское искусство».
Между тем если признавать и светское искусство, и брахманское, и джайнское как в значительной мере самостоятельные, то хронологические рамки расширяются до времени полного развития индийско-мусульманского искусства, т. е. ещё на десять, одиннадцать по крайней мере столетий, и вместо одного тысячелетия мы будем иметь более двух тысяч лет развития
индийского искусства с неизбежными, конечно, колебаниями развития и упадка, но, во всяком случае, – жизни.
– Нет. Мы просто продолжим беседу об
индийском искусстве, но не здесь.
Теперь же я имею в виду указать вам лишь на главные вехи, стоящие на пути изучения
индийского искусства, и потому я непосредственно перейду к тому движению, которое явилось реакциею против археолого-исторического и в основу которого легли идеи индийской национальной самобытности.
И лишь в последние годы родился протест против этого направления, причём, как всегда бывает, протестующие бросились в другую крайность, став на точку зрения безусловного преклонения перед
индийским искусством, отстаивая его почти полную самобытность.
Я уточнила, где могу найти книги по
индийскому искусству и направилась к самым дальним стеллажам.
Далее ставятся хронологические вехи, причём указывается, что «ни один значительный памятник не восходит далее третьего века до н. э.» Таким образом, период развития
индийского искусства определяется примерно в 1000 лет (от III в. до н. э. и до VI–VII вв. н. э.), причём во внеиндийских буддийских странах развитие церковного искусства продолжалось до XIII–XIV вв.
Если, таким образом, по форме
индийское искусство представляет собою всё же в известной мере явление сложное, то по содержанию оно гораздо более однородное, ибо в этом отношении иноземные влияния сказались в гораздо меньшей степени.
Здесь, несомненно, много правды, много углублённого понимания того, что не интересовало археологов в их поисках истории развития форм и уяснения сюжетов, но здесь, несомненно, только часть правды об
индийском искусстве, и эта частичная лишь правда создаёт неправильное представление об искусстве страны, которая, если и уделила громадную часть своих сил и стремлений религии и религиозным исканиям, была вместе с тем проникнута глубоким пониманием и природы, и человеческой жизни, пониманием удивительно тонким и глубоким, которое нашло себе выражение в бессмертных памятниках санскритской литературы и потому, естественно, не могло не отразиться и в искусстве.
В
индийском искусстве нет случайных элементов – каждый изображённый предмет что-то значит.
Сознательная цель
индийского искусства – изображение божества.
Эта точка зрения понятна только при условии, если
индийское искусство отождествлять с буддийским.
В
индийском искусстве чрезвычайно популярным мотивом является «гаджа-симха» – борьба слона со львом.
Мы всё-таки вправе составить себе мнение о его взгляде на
индийское искусство, особенно если привлечь некоторые статьи, написанные им после его «Истории искусства».
Между тем он настаивает и на буддийском происхождении
индийского искусства, и на сравнительно поздней дате его начала, и во втором издании своей книги в 1900 г., когда, возражая на мои замечания по этому предмету с указаниями на ожидаемые результаты раскопок, он говорит, что предоставляет это решить будущему.
Нельзя рассматривать
индийское искусство вне связи его с индийской жизнью и отражающею её литературою.
Он тогда занимался
индийским искусством.
Индийское искусство не могло возвыситься до изображения красоты человеческой, ибо в пантеистической религии индусов бог есть природа, а человек – только её служитель, жрец и жертва.
Приоритет чувственного познаниявоплощается в различных видах
индийских искусств: музыке, литературе, пении, танцах, живописи, архитектуре и театре, отражающих в своих произведениях общественное мировоззрение индийского народа.
Можно было говорить о народном – еврейском, греческом, египетском, и теперь можно говорить о китайском, японском,
индийском искусстве, общем всему народу.
Благодаря тому что шастра об искусстве была оставлена без внимания, создалось одностороннее представление об
индийском искусстве как исключительно религиозном.