При затухании ориентировочно-исследовательской активности и складывании
интеллектуальной пассивности развитие новых умений, связанных с интеллектом, резко замедляется.
Ибо в раннем детстве никто из взрослых им не занимался, а когда бабушка спохватилась, синдром
интеллектуальной пассивности уже успел упрочиться.
Если условия развития менее благоприятны, интеллектуальная активность может сложиться к пяти-шести годам,а в совсем неблагоприятных условиях у ребёнка возникает
интеллектуальная пассивность и для развития у него интеллектуальной активности будет нужна специальная коррекционная работа.
Если же ваш ребёнок ещё мал (ему меньше трёх лет) или если вы обнаружили у него симптомы
интеллектуальной пассивности, вам стоит обратить внимание на следующий раздел, посвящённый развитию любознательности и интеллектуальной активности.
Иногда школьная «незрелость» сопровождается и
интеллектуальной пассивностью.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: отиатр — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Если у вашего сына или дочери достаточно явно выражены хотя бы некоторые признаки синдрома
интеллектуальной пассивности, вы можете обратиться к психологу, который даст вам конкретные рекомендации, чем стоит заниматься именно с вашимребёнком.
Если познавательную активность не подкреплять – ребёнок научается «не учиться», у него возникает своеобразный «синдром
интеллектуальной пассивности» (см. главу 2) и его интеллектуальное развитие резко тормозится или даже вообще останавливается.
И вместо интеллектуальной активности у него складывается
интеллектуальная пассивность,т. е. привычка не предпринимать никаких познавательных усилий и бессознательно сопротивляться взрослым, если они начинают побуждать такого ребёнка к учению.
К тому же в этот период, незаметно для нас, значимых взрослых, закладывается фундамент тех способов (паттернов) поведения и реакций, которые зачастую относят к «врождённым» свойствам и чертам характера: жизнерадостность и мрачность, оптимизм и пессимизм, общительность и замкнутость, лёгкость и чрезмерная серьёзность, любознательность и
интеллектуальная пассивность.
Только такое исследование может помочь подробно изучить конфликты, которые переживает ребёнок, его реакции на сложившуюся школьную обстановку, оценку им своих возможностей и особенности мотивов его поведения, часто лежащие за «
интеллектуальной пассивностью», которая нередко приводит к тому, что он выпадает из общей массы школьников и оказывается неуспевающим.
Интеллектуальная пассивность обычно выражается в нежелании ребёнка совершать интеллектуальные усилия и в стремлении снова и снова воспроизводить одни и те же простые, но «эффектные»(т. е. приводящие к какому-либо яркому эффекту, запрограммированному в самой игрушке) действия– например, запускать машинку с мигалкой, заводить механическую игрушку, извлекать из куклы запрограммированные в ней звуки, бездумно смотреть телевизор, играть в компьютерные «стрелялки» и так далее.
Ребёнок, обнаруживший к трём-четырём годам черты
интеллектуальной пассивности, оказывается в очень невыгодном положении с точки зрения его интеллектуального развития: ему неинтереснозаниматься любой деятельностью, требующей усилий, а потому он ею и не занимается, предпочитая играть в «эффектные» игрушки, смотреть телевизор или добиваться признания других детей наиболее простыми способами («а у меня сто машинок есть!», «я сильнее тебя!», «у меня ботинки больше, чем у тебя!» и так далее).
И чем более сильно выражен у ребёнка синдром
интеллектуальной пассивности, тем меньше шансов, что школа научит его учиться и что он будет делать это успешно.
У ребёнка с «погасшей» любознательностью начинает складываться определённый комплекс черт, который можно назвать синдромом
интеллектуальной пассивности.
Там постоянно приходилось сталкиваться с тем, что в первый класс очень многие дети приходят ужес психологическими проблемами – такими как
интеллектуальная пассивность и эгоизм, неумение общаться и отставание развития речи, негативизм и нежелание учиться, агрессивность и расторможенность…
Если у вашего ребёнка уже сложился синдром
интеллектуальной пассивности, то вам надо делать всё то же самое: играть вместе с ребёнком и разговаривать с ним, читать ему книжки и рассматривать с ним картинки.
Основные признаки складывающегося синдрома
интеллектуальной пассивности в два-три года – это примитивная игра и малое количество вопросов (или же их полное отсутствие).