Именно это является основой мнемотехники «
Искусство памяти».
Раздел этот основан на греческих руководствах по
искусству памяти, возможно, содержавшихся в греческих риторических трактатах, из которых ни один не дошёл до нас.
Через двенадцать столетий
искусство памяти пришло в упадок по причине распространения рукописных книг, создаваемых трудами монахов.
Способность
искусства памяти всё время ускользать от понимания весьма утомительна для того, кто пишет его историю.
В этом событии поэту раскрылись принципы
искусства памяти, почему о нём и говорится как об изобретателе этого искусства.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: агница — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Искусство памяти основывается на использовании ментальных, символических, архетипальных образов, связанных одной архетипальной нитью.
Современных книг об истории
искусства памяти на английском языке нет, ей посвящены лишь немногие статьи и книги на других языках.
Как вы далее увидите, эти античные и столь знаменитые системы и взгляды лишь немного трансформировались и поныне не утратили своё значение в качестве основных принципов
искусства памяти.
Таким образом, это и в самом деле основной и единственный завершённый трактат по
искусству памяти как в греческом мире, так и в латинском.
Это столь запоминающееся выступление на пиру натолкнуло его на несколько принципов
искусства памяти.
Но важнейшее из этих четырёх упоминаний, оказавшее наибольшее влияние на позднейшую историю
искусства памяти, содержится в De memoria et reminiscentia(«О памяти и припоминании»).
Это незримое
искусство памяти весьма своеобразно.
Искусство забывать не менее важно, чем
искусство памяти, хотя бы потому, что невозможно запомнить хоть что-либо, стремясь запомнить все.
Я предпочитаю называть всё это «
искусством памяти».
Слово «мнемотехника» не подходило для схоластической трактовки
искусства памяти как составного элемента кардинальной добродетели благоразумия.
Короче говоря, все попытки разобраться в том, чтó представляло собой классическое
искусство памяти, должны основываться на посвящённом памяти разделе Ad Herennium, как и попытки проследить историю западной традиции этого искусства, предпринимаемые в нашей книге, должны постоянно соотноситься с текстом этого трактата как с основным источником традиции.
Может быть, авторы действительно были искусны в
искусстве памяти?
Многое из того, что было неясно, вроде бы обрело более чёткие очертания, в частности связь
искусства памяти с луллизмом и рамизмом, а также происхождение «метода».
Искусство памяти, ars memoriae или memoria artificialis, этот обозначаемый при помощи (грецизированного) термина «мнемотехника» приобретаемый навык, помогает (естественной) памяти, memoria naturalis, не допустить забвения прошлого и того, что считается достойным памяти в той или иной культуре.
Искусству памяти – за договор идей.
Как я уже говорила выше, мы не можем узнать, в каком виде эти «вещи» – благоразумие, справедливость, мужество и умеренность, а также их части – появлялись в
искусстве памяти.
Правда, нет правил для мест, но описанная здесь практика помещения понятия или слова, которое требуется запомнить, к тому или иному образу будет воспроизводиться во всей истории
искусства памяти, и корни её, очевидно, лежат в античности.
Первое, что должен запомнить изучающий историю классического
искусства памяти, – это то обстоятельство, что оно находится в ведении риторики в качестве техники, используя которую оратор мог бы усовершенствовать свою память и с неизменной аккуратностью произносить наизусть пространные речи.
И именно как часть риторического искусства
искусство памяти сохранялось в европейской традиции, которая никогда, по крайней мере, до сравнительно недавних времён, не забывала, что древние, эти верные наставники во всякой человеческой деятельности, разработали правила и предписания для усовершенствования памяти.
После этого возникла довольно долгая пауза, обусловленная следующим затруднением: я никак не могла понять, что случилось с
искусством памяти в средние века.
Искусство памяти подобно внутреннему письму.
Хотя средневековая традиция оказалась неправа, приписывая авторство Ad Herennium«Туллию», она всё же не ошибалась, полагая, что последний сам практиковал и рекомендовал ученикам овладевать
искусством памяти.
Несколько удручает то обстоятельство, что у этого труда, жизненно важного для истории классического
искусства памяти, труда, на который я буду постоянно ссылаться в этой своей книге, не сохранилось никакого другого названия, кроме мало что говорящего нам Ad Herennium.
Представьте, как изменится ваша жизнь, когда вы овладеете
искусством памяти на профессиональном уровне.
Одна из многочисленных трудностей, с которыми сталкивается историк
искусства памяти, состоит в том, что чаще всего трактат, посвящённый ars memorativa, хотя и стремится изложить его правила, редко приводит примеры конкретного применения этих правил, иными словами, редко предоставляет вниманию читателя систему мнемонических образов, расставленных по своим местам.
В De inventioneмы не находим ничего нового об
искусстве памяти, поскольку речь там идёт только о первой части риторики, а именно об inventio, о нахождении или составлении предметного содержания речи, о собирании тех «вещей», о которых в ней будет говориться.
Слово «мнемотехника», в целом верное для описательной характеристики классического
искусства памяти, делает этот загадочный предмет более простым, чем он есть на самом деле.
Тем не менее это сочинение сыграло, по всей видимости, очень важную роль во всей дальнейшей истории
искусства памяти, поскольку именно благодаря цицероновскому определению добродетелей, содержащемуся в De inventione, искусная память стала в средние века составной частью кардинальной добродетели благоразумия.