Данная книга состоит из переработанных статей автора, посвящённых основным принципам и правилам исламских финансов, в особенности моделям финансирования, используемым
исламскими банками и финансовыми институтами.
Эти идеи воплотились в создании
исламских банков и страховых компаний в программах образования «общеисламского рынка» и «исламской валютной зоны».
Являясь в разное время председателем либо членом шариатских надзорных советов
исламских банков в различных частях света, я обращал внимание на множество недостатков в операциях, основная причина их – в отсутствии ясного понимания правил и принципов шариата.
Эта критика необъективна, так как она, во-первых, не принимает во внимание того факта, что в сравнении с традиционным банкингом количество
исламских банков и финансовых институтов ничтожно мало, поэтому они не могли повлиять на изменение экономики за столь краткий период.
Поэтому неудивительно, что мусульмане страны, даже при большом желании не имевшие возможности пользоваться услугами
исламского банка, в целом индифферентно отнеслись к судьбе «Бадр-Форте».
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: камерофон — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Вместо этого
исламские банки предлагают альтернативные формы финансирования, основанные на совместных инвестициях и распределении риска между сторонами.
Исламские банки работают по принципу разделения прибыли и убытков с клиентами, исключая рискованные процентные сделки.
Но у двух
исламских банков больше различий, чем сходств.
Первым получившим мировую известность коммерческим
исламским банком стал Islamic Bank of Dubai.
Там одна школа, одна церковь, две мечети, четыре филиала
исламских банков, ни одного Spielhalle и шесть школ рукопашного боя.
Учитывая запрет в исламском праве на взимание процентов или получение заранее определённого дохода,
исламские банки практикуют сделки проектного финансирования в форме партнёрства с участием в прибылях (в размере, предусмотренном соглашением) и убытках (соразмерно долям участия) с правом банка по управлению проектом (мушарака) или без такого права (мудараба).
В то же время, в мусульманских странах запрет на использование ссудного процента на уровне религиозной догмы действует до сих пор, определяя существенную специфику функционирования
исламских банков.
Вместе с тем исламская экономика не ограничивается исключительно банкингом и торговыми операциями, хотя последние играют ключевую роль в инструментарии
исламских банков.
Положения настоящего пункта не распространяются на случаи реализации
исламским банком товара третьему лицу при отказе покупателя от исполнения договора о коммерческом кредите.
Исламские банки могут выступать в качестве как доверяющего, так и доверенного лица.
Налогообложение в отношении
исламских банков основывается на принципе “закят” – “чистого” отчуждения дохода в пользу бедных.
В случае неудачи
исламский банк теряет деньги, другая сторона затраченные усилия.
Вместо того, чтобы просто давать заём и требовать возврата с процентами,
исламские банки инвестируют средства в реальные проекты и делают это совместно с клиентом.
Исламские банки избегают финансирования проектов и сделок, связанных с запрещёнными продуктами и услугами.
Поэтому
исламские банки не участвуют в сделках, связанных с производством, продажей или распространением алкогольной продукции.
Исламские банки строго следят за тем, чтобы их деятельность не нарушала принципы шариата.
Другое важное и, пожалуй, ключевое отличие – наличие спроса на услуги
исламских банков.
Например,
исламские банки предлагают исламские ипотечные кредиты, взаимные фонды, инвестиции в реальный сектор экономики и другие продукты, соответствующие принципам шариата.