Несмотря на то что сама доктрина являлась источником
исламского права, принципам фикха такой статус формально не придаётся.
Среди этих предписаний имеются такие, которые отвечают юридическим критериям, а потому являются нормами
исламского права в точном научном значении.
Это было однозначно одобрено всеми школами
исламского права.
Исследователи, которые априорно исходят из юридической природы
исламского права, также не утруждают себя изучением его качеств как права.
Однако, несмотря на серьёзное влияние других правовых традиций, современное
исламское право сохраняет свою специфику, тесную связь с религиозным мусульманским сознанием.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: просверкать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Другая позиция формально исходит из существования
исламского права в юридическом смысле.
Это привело к ситуации, в которой научная деятельность стала исключительно мужской прерогативой, как и толкование
исламского права.
Пересмотр решений судов
исламского права представлял собой скорее повседневную бюрократическую задачу, чем отстранённые теоретические выкладки.
Можно сказать, что
исламское право предстаёт правом в юридическом смысле, действующим в мусульманской среде при преобладании религиозного сознания.
С одной стороны, как будет показано в настоящем исследовании, исламские религиозные постулаты послужили основой формирования
исламского права как юридического феномена.
Однако даже с учётом такой специфики социально-нормативной системы мусульманского общества именно
исламское право может и должно сыграть здесь особую роль.
На этом основании некоторые авторы вообще отрицают юридический характер
исламского права.
Действительно, если
исламское право полностью сводить к шариату, сомнения в его юридической природе трудно опровергнуть.
Вместе с тем одного указания на место
исламского права в его соотношении с шариатом и фикхом недостаточно для раскрытия его юридических характеристик.
Действительно, отдельные области
исламского права, такие как нотариальное оформление права собственности, не подверглись существенным изменениям.
Таким образом мы дополним ряд интерпретаций, применяемых в сфере
исламского права как славистами, так и исследователями мировой истории.
Изучение шариата, фикха и
исламского права требует обязательно учитывать ещё один важный фактор.
Одна из четырёх школ суннитского
исламского права была основана центральноазиатским учёным, а вторая нашла там наиболее близкое по духу пристанище.
Бесспорной и непреложной аксиомой в исламе является то, что согласно
исламскому праву женщина – живое человеческое существо, имеющее точно такую же душу, как и мужчина.
Тем более если учесть, что
исламское право обычно рассматривается в качестве синонима шариата или фикха.
Что же касается
исламского права как юридического феномена, то и оно в наши дни достаточно активно взаимодействует с иными правовыми элементами, прежде всего с европейской правовой культурой.
Без учёта таких тесных контактов выявить специфику современного
исламского права невозможно.
Показательно, что в последние десятилетия развитие их правовых систем сочетает активное заимствование общемировых моделей с заметным укреплением позиций
исламского права.
Тем самым потенциал
исламского права оказывается лимитирован именно религиозными догмами.
Но в любом случае выявление характерных черт
исламского права как юридического явления невозможно без ответа на вопрос о том, что же представляют собой шариат и фикх.
Практика составления юридических заключений, бумажная волокита между управлениями, скептицизм при слушании дел – всё это служило подспорьем для попыток российских колонизаторов изменить понимание добра и зла с точки зрения
исламского права.
Именно поэтому раскрытие современной роли
исламского права предполагает не только анализ его юридических особенностей и места в правовых системах, но и исследование позиций исламской правовой мысли по наиболее важным проблемам современного мира, имеющим отношение к исламу.
Ответ на это возражение может быть следующим: традиционные учёные
исламского права имеют различные точки зрения относительного того, является ли необходимым для действительности контракта мушарака, чтобы вкладываемый капитал был заранее известен партнёрам.
И хотя как юридическое явление
исламское право представляет собой самостоятельный феномен, мусульманское религиозное сознание не видит принципиальных различий между ним и шариатом (фикхом), считая их явлениями одного порядка.
Бунтовщики требовали назначения нового кабинета, отправки в ссылку некоторых лидеров партии «Единение и прогресс», а также восстановления
исламского права (шариата) – хотя страна на протяжении многих десятилетий фактически жила под действием смешанного набора правовых кодексов.
Поэтому представление фикха в качестве исламской юриспруденции и даже науки о социальных нормах в целом можно считать вполне корректным, поскольку оно вычленяет главное для осмысления
исламского права как юридического явления.
С учётом универсального характера фикха как системы социальных норм и главным образом особой области исламского знания о любых явлениях, имеющих внешнее выражение, цель данной работы заключается в анализе
исламского права в его тесной связи с фикхом.
Откуда же тогда берётся
исламское право?
Именно данный принцип отражает тот факт, что
исламскому праву незнаком судебный прецедент, а само оно развивается путём непрерывного пополнения своего состава новыми конкретными решениями, которые не отменяют ранее сформулированные выводы.
Но, как мне объяснили местные жители, полностью
исламское право тут не работает, руки за воровство не отрубают, палками за пьянство не бьют, и женщинам не запрещено ходить с обнажёнными волосами – просто они этого не делают, считая это постыдным и противоречащим религии.
Ислам, будучи всеобъемлющим образом жизни, имеет две основные категории правил: одни основаны на идеальных целях
исламского права и применяются в обычных обстоятельствах, другие предполагают некоторые послабления, дозволенные лишь в исключительных случаях.
Что касается монгольского периода, её исследование в основном сосредоточено на гендерных отношениях и противоречиях, присущих сосуществованию системы
исламского права (шариата) и монгольского обычного права (ясака).
Жаль, что вместе с таким богатым языком и подобным ему красноречием и умом рядом нет фикха (толкования законов
исламского права).
Передача долей собственности также противоречила
исламскому праву.
Тем не менее то, насколько
исламское право и исламская финансовая деятельность оказываются приспособляемы к конкретным обстоятельствам, вызывает невольное сомнение в адекватности данного мнения.
Но некоторые чиновники продолжали сомневаться в совместимости
исламского права с государственными указами о погребении.
Это размывание границ между государственным и
исламским правом проявилось также в области уголовного права.
Царские чиновники отвергали телесные наказания, предписанные
исламским правом за нарушения, наказуемые также по государственному законодательству.
Однако более систематическая интеграция
исламского права в государственную правовую систему произошла только в последней четверти XVIII века.
Теперь
исламское право, в противовес обычному праву, казалось более совместимым с современной правовой системой.
Причиной этого является то, что события и ситуации, в контексте которых развивается человеческая деятельность, меняются; однако для того, чтобы придти к заключению относительно разного рода общих правил и регламентаций, не должно быть сомнений в определяющей роли основ
исламского права.
Акционерным обществом гирад не мог быть: идея «фиктивного» юридического лица противоречила принципам
исламского права.
С точки зрения классического
исламского права компактно живущий мусульманский народ не может и не должен подчиняться неверию и руководителям неверия.
В анатолийском и балканском фольклоре бекташи всегда выступают в виде вольнодумцев, живущих за пределами норм традиционного
исламского права.
Её особое внимание к данной теме во многом объясняется тем, что часто выдвигаемые против ислама обвинения в нарушении прав человека воспринимаются в мусульманском мире как упрёк в адрес шариата в целом, общая негативная оценка
исламского права в качестве самостоятельной правовой системы.