Впрочем, значение этих успехов ограничилось бы
историей понятий, если бы они не сопровождались соответственным движением общественного и государственного порядка.
История понятий в козеллековском варианте мыслится как общеевропейская история перехода от традиционного общества к современному и связанной с ним трансформации словаря основных политических и социальных понятий.
Одни из них выполнены в рамках эмпирической традиции, другие – в жанре
истории понятий и дискурс-анализа.
Пока наше обсуждение
истории понятия привязанности касалось несложных, бытовых идей, которыми могут оперировать родители и консультирующие врачи.
Тут следует прерваться и сделать специальный экскурс в
историю понятия «космос».
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: азотирование — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Если задача историка состоит в том, чтобы показать, что понятия имеют совсем разные значения и выступают в совершенно иных конфигурациях проблем, нежели те, с которыми работает современный исследователь, то тогда «
история понятий» невозможна (возможна в лучшем случае «история слов»).
Ведь даже если автор намеревается писать о фитнесе, чтобы достоверно и оригинально раскрывать тему, ему следует ориентироваться также в вопросах отношения к телу, разного понимания телесности, в
истории понятия «здоровье».
Примером тому служит и сама
история понятий как научная дисциплина (Begriffsgeschichte), подтверждающая давнее наблюдение, что научные понятия не только обозначают собою нечто, но и работают как инструмент коммуникативного согласия на их использование в том или ином определённом значении.
Такой вывод, однако, совсем не тривиален, поскольку он требует создания новой оптики в исследовании
истории понятий и идей, которая фокусирует феномены в пространстве между глобальной историей одного понятия и атомизмом локальных контекстов речевых действий.
Поэтому для реконструкции «
истории понятия» всегда требуется значительная работа по прояснению понятийных различий и полемических противопоставлений, выступавших мотивом к формулированию или более точному определению понятия.
Хотя подробная история русского слова «свобода» ещё не написана, а есть только отдельные подступы к ней, можно установить по крайней мере основные вехи
истории понятия и его вхождение в пространство публичного дискурса.
Дополнительный бонус в том, что солидный задел
истории понятий, в том числе русских, принадлежит зарубежным, прежде всего немецким, исследованиям, и посмотреть на историю интеллигенции через эту призму значит уже увидеть её другими глазами и под иным ракурсом.
Из этого динамического отношения выводится и основной сюжет «
истории понятий», а именно динамика изменений культурного опыта, которая фиксируется в семантических трансформациях на протяжении всей европейской истории.
Восходящее к 1950-м гг. сотрудничество истории политической мысли и прагматической философии в таких влиятельных направлениях гуманитарной теории, как «
история понятий» Кв.
История понятия «язык кино» восходит к сравнениям кино с литературой, которые зазвучали сразу после его появления.
Понятие «обрусение» и в бытовом, и в академическом контексте достаточно часто имеет этноцидные коннотации, и уже одно это превращает данное явление (правда, не столько в контексте
истории понятий (Begriffsgeschichte), сколько в контексте обсуждения национальной политики) в важный объект национальной историографии.
Примером служит
история понятия силы.
Так что, пойди
история понятия другим путём, мы вполне могли бы иметь, скажем, «Федеральную службу интеллигенции» или «Главное интеллигентное управление».
Со своей стороны, историки, близкие к школе Begriffsgeschichte, нередко используют этот термин как синоним
истории понятий.
В этой главе я начинаю реконструировать
историю понятия великая держава.
Перед ней не стоит задача исследовать язык как таковой, и мотивы для изучения
истории понятий возникают у её представителей в контексте решения свойственной ей, сугубо исторической задачи.
Не ставя своей целью сделать исчерпывающий обзор источников, ограничусь краткой
историей понятия – с тем, чтобы подвести читателя к цели этой книги.
В первой главе излагается
история понятия креативности, а также даётся её общепринятое описание и определение.
Историку proprie dictum
история понятий служит исследовательским инструментарием, позволяющим подобраться к тем аспектам исторических явлений, которые в противном случае ускользают от взгляда.
К задаче обоснования исторической семантики как области гуманитарного знания российская наука вернулась лишь в начале 2000‐х годов, и это было ответом на вызовы иного научного направления – немецкой
истории понятий.
Ближайшее по смыслу к метафизике
истории понятие – историософия.
На протяжении
истории понятие долга служило власть имущим средством подчинения масс интересам хозяев.
Именно поэтому в вопросе
истории понятие «репрезентация» играет фундаментальную роль.
Подходы в интеллектуальной истории могут отличаться друг от друга в диапазоне от социолого-статистических методик в истории чтения до языкового анализа в истории политических идиом или
истории понятий, однако все они объединены общим фокусом – признанием детерминирующей роли методического изучения исторического контекста или контекстов при анализе текстов прошлого.
Можно выделить два наиболее авторитетных исследовательских направления: теория речевых актов и
история понятий(последняя больше известна под своим немецким наименованием Begriffsgeschichte).
Основополагающим моментом для нас является то, что методология
истории понятий позволяет по-новому поставить исследовательские вопросы в отношении капитализма.
Увеличение числа исследований такого рода тем более характерно, что параллельно с ним крепнет и расцветает настоящая «немецкая школа изучения памяти», для которой характерно, наряду со старинным немецким пристрастием к философским и филологическим штудиям и интересом к
истории понятий, близкое знакомство с новейшими тенденциями мировой науки.
Этот подход, однако, фокусирует внимание исследователей, занимающихся
историей понятий, на истории.
Рассмотрение
истории понятий пространства и места представляет собой первый шаг к выявлению их этнографической значимости в рамках междисциплинарного поля, состоящего из научных традиций, которые по-разному задействуют эти термины.
Свойственный древним грекам философский подход, внёс в
историю понятие о четырёх стихиях – земля, воздух, огонь и вода, которые были связаны с определённым цветом.
Если взглянуть на
историю понятий, становится понятно, что для того, чтобы научиться это ценить, нужно разделять определённые взгляды на поэзию, в то время как для античной поэзии связь между субъективностью и лирикой (в современном смысле) менее важна, чем другие переменные – публичная функция текста, его объективное содержание, метр и, изначально, тип музыкального сопровождения.
Выше уже говорилось о том, что в культуре петербургского («императорского») периода русской
истории понятие чина приобрело особый, почти мистический характер.
Можно было бы даже сказать, что
история понятий – это история культуры, рассматриваемая как динамическая вербальная деятельность и раскрываемая через историю слов (языка), артикулирующих понятийную сферу (ср. [Thiergen 2006: XXVI–XXVII]).
Эти «стандарты» следовало преодолеть, ввиду исчерпанности их объяснительного потенциала, для чего, помимо упомянутых методик «
истории понятий» и принципов когнитивного источниковедения, потребовалось определить для себя несколько рабочих подходов, в направлении которых реализовывалось исследование.
Вы живёте в узком настоящем времени, не подозревая, что в
истории понятие времени и пространства постоянно изменялось, и оно гораздо сложнее, чем мы думаем.
Meня интересует не
история понятия, а его насущность для мышления, его мыслеемкость, способность «взрывать» сознание, обозначать ростковые точки современной культуры.
Первая часть статьи посвящена собственно
истории понятия «религиозная война», во второй части будут рассмотрены перспективы его употребления.
Важно отметить, что для реконструкции политической и социальной
истории понятий фактическим материалом для исследования зачастую являются неофициальные и малоизученные источники: «философская» и «историческая» переписка, периодические издания, словарные статьи, проекты реформ, программные документы – в целом всё то, что обычно остаётся незамеченным в рамках традиционной методологии.
Отчасти в связи с почти исключительным вниманием традиционной
истории понятий к социополитической сфере нам и кажется уместным обозначить общий метод изучения значений, меняющихся в истории, более ёмким термином «историческая семантика».
Речь идёт, по сути, об эволюции понятий, конкретно – об
истории понятия «история».
Необходимо учесть те сдвиги, которые данное понятие производит в наших представлениях о ранней
истории понятия «культура».
Во-первых, это книги, чьи авторы хотят познакомить читателя с
историей понятия «глобализация» или же с той или иной степенью доходчивости сообщить ему, что это такое.
Тем не менее они могут влиять на контекстуальную интерпретацию и, безусловно, имеют значение, поскольку проливают свет на часто извилистую
историю понятий, которую те проходят, прежде чем обрести современные комплексные значения.
При таком подходе (к его преимуществам мы ещё вернёмся ниже) русская
история понятий оказывается наделённой достаточно богатой (пред)историей.
С российской стороны, однако, я пытаюсь представить полноценную
историю понятия «великая держава», начиная с самых ранних её употреблений.