Вера в колдовство у народа азанде истолковывается в духе теории причинности, предполагающей наличие ответственности, механизма всеобъемлющего
каузального объяснения.
Как полагает автор, если ученые-естествоиспытатели исходят из принципа рациональности мира, понимаемого как вненаучность явлений, не поддающихся
каузальному объяснению, то гуманитарии исходят из презумпции смыслового совершенства текста: «…расширение контекста и усилия толкователя должны привести в конце концов к постижению стройного и единственного смысла этого текста».
Одна из главных задач философии культуры, как полагает автор, состоит в построении функционально-значимой теории динамики культурных форм: без них малоэффективны традиционные герменевтические и
каузальные объяснения механизмов культуры.
Все они, в сущности, должны быть доказательствами через
каузальное объяснение феномена, описанного в посылках как действия некоего агента, намеренно вызвавшего этот феномен.
Таким образом, у нас два совершенно законных
каузальных объяснения перехода воды в газообразное состояние.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: самогуды — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Однако позитивистские принципы
каузального объяснения психических явлений не позволяют понять субъективный смысл переживаний больного.
Первым из них является утверждение, что объяснения действий с помощью ссылок на ментальные состояния являются
каузальными объяснениями.
Ключевым вопросом здесь будет следующий: в каком случае справедливо предположить, что к явлению следует применить
каузальное объяснение, и, напротив, в каком случае будет справедливым предположение, что явление представляет собой просто грубые факты (brute facts), объекты, объясняющие другие объекты, но сами не имеющие объяснения?
Эти учёные в своих конструктивистских подходах дистанцировались от простых
каузальных объяснений сложных социальных явлений в международных отношениях, где при объяснении сложных социальных явлений применяются законы, заимствованные, например, из биологии (эгоизм является врождённым человеческим качеством) или экономики (международная структура подчинена принципам микроэкономики, и акторы принимают решения в рамках принципа максимизации полезности).
Но «описывать событие в терминах его причины – не то же самое, что объединять событие и его причину, и объяснение с помощью такого описания не исключает
каузальное объяснение» [Davidson 1980, 14].
В числе недостатков указывались неполнота и субъективность собранного материала, обусловленные либо его интроспективной природой, либо «непрофессионализмом» или «нечестностью» респондентов, нерепрезентативность выборки, опасность включения вопросов суггестивного характера, неспособность отличить корреляцию от настоящих
каузальных объяснений, ограничение анализа лишь внешними признаками и симптомами и т. д.
Так называемое «материалистическое понимание истории» в качестве «мировоззрения» или общего знаменателя в
каузальном объяснении исторической действительности следует самым решительным образом отвергнуть; однако экономическое толкование истории является одной из наиболее существенных целей нашего журнала.
В этом случае задача исследователя состоит именно в том, чтобы сделать понятным культурное значение того исторического факта, что упомянутое явление играет именно эту роль, дать
каузальное объяснение его исторического возникновения.
Даже при всеохватывающем знании всего происходящего нас поставил бы в тупик вопрос: как вообще возможно
каузальное объяснение индивидуального факта, если даже любое описание наименьшего отрезка действительности никогда нельзя мыслить исчерпывающим?
Поэтому только определённые стороны бесконечных в своём многообразии отдельных явлений, те, которым мы приписываем общее культурное значение, представляют для нас познавательную ценность, только они являются предметом
каузального объяснения.
Однако и в
каузальном объяснении обнаруживается та же сложность: исчерпывающее каузальное сведéние какого бы то ни было конкретного явления во всей полноте его действительных свойств не только практически невозможно, но и бессмысленно.
До сих пор последнее делалось таким необременительным и поверхностным способом, что весь этот сумбур
каузальных объяснений вносился в «ход» всемирной истории.
Научное
каузальное объяснение порой требует допущений такого рода, но к ним не следует прибегать только ради того, чтобы сделать энергетическую точку зрения излишней.
Важно понять, откуда первобытные люди черпают объяснительный материал, ибо не следует забывать, что их потребность в
каузальных объяснениях намного скромнее, нежели наша собственная.
Фрейдовская теория заключается в
каузальном объяснении психологии инстинкта.
Кажется, это вполне законное
каузальное объяснение.