Если попытки образовательных методов и новых учебных предметов специальных школ, как например, политическую экономию, считать за часть специального школьного образования гражданина (который теперь, благодаря современной демократии, является таким злосчастным неискусным дилетантом в своей чрезвычайно важной роли избирателя), или же если считать науку о государственном хозяйстве, торговую статистику и историю промышленности необходимой частой
коммерческого образования, получаемого человеком, предназначенным заведовать современными капиталами, то мы будем иметь специальности – несоединимые с достоинством университетов и лежащие за пределами поля зрения общественного образования элементарных школ – , на пользу которых заинтересованный вопросами образования миллионер может плодотворно употребить свои деньги.
Но через четыре года выяснилось, что
коммерческое образование предназначено в основном для новичков в мире больших корпораций, серых костюмов и стандартных операционных процедур.
Общественная инициатива торгово-промышленных кругов, поддержанных технической и научно-педагогической интеллигенцией, приводит в конце 80-х – начале 90-х годов XIX века к появлению нового типа общественных объединений – обществ содействия развитию
коммерческого образования.
Особый интерес представляют формирование и деятельность обществ для распространения
коммерческого образования в российской провинции.
Вопрос о необходимости организации столь важных элементов общей системы
коммерческого образования неоднократно поднимался в печати и на съездах торгово-промышленных деятелей страны ещё с начала 60-х годов.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: пребелый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Практико-ориентированное содержание многих общеобразовательных курсов и широкая научная база специальных дисциплин способствовали подготовке всесторонне образованных специалистов коммерческого дела средней квалификации, а развитие в начале XX века высшего
коммерческого образования придало логическую завершённость всей системе подготовки коммерческих кадров в стране.
Занимаясь активной пропагандой коммерческих знаний и разрабатывая научно-методические вопросы
коммерческого образования, общество способствовало правильному толкованию российского законодательства по вопросам хозяйственной деятельности.
Если на начальном этапе своей работы устроители коммерческих курсов не делали различия среди слушателей, то по мере развития этой формы
коммерческого образования курсы стали носить уже не столько общеознакомительный, сколько целенаправленный характер.
Отличительной чертой обществ содействия
коммерческому образованию по сравнению с попечительствами, поддерживавшими деятельность отдельных коммерческих учебных заведений, являлся довольно широкий диапазон интересов, который распространялся на различные типы образовательных учреждений, форму и содержание пропаганды коммерческих знаний.
Реформа
коммерческого образования 1894 – 1896 годов вызвала прилив общественной инициативы в деле пропаганды коммерческих знаний и оказания содействия в организации учебных заведений коммерческого профиля.
Таким образом, в стране была создана благоприятная почва для организации
коммерческого образования и распространения «купеческих наук».
Создание коммерческих отделений при реальных училищах не способствовало сколько-нибудь существенному решению проблем
коммерческого образования.
Второй съезд русских деятелей по техническому и профессиональному образованию (Москва, декабрь 1895 – январь 1896 г.) по инициативе общества, которое делегировало на съезд 5 своих активистов, организовал специальную секцию
коммерческого образования.
Главным результатом общественного движения в поддержку
коммерческого образования следует считать создание устойчивой учебно-материальной базы и обеспечение постоянного притока денежных средств внебюжетного происхождения.
Опыт этой работы уже имел место в учебных заведениях
коммерческого образования, созданных в конце XVIII – начале XIX века.
Как ни странно, он всё ещё надеется, что
коммерческое образование может пригодиться и усердно готовится к экзаменам.
Отсутствуют исследования, рассматривающие
коммерческое образование как систему и как социальную организацию, действовавшую в интересах общественного прогресса.
Слабо изучены общественная деятельность в сфере
коммерческого образования, механизмы материально-технического обеспечения данного типа учебных заведений, кадровый потенциал и проблемы подготовки преподавателей для учебных заведений коммерческого профиля, а также многие другие вопросы, представляющие безусловный интерес не только для истории отечественной школы и педагогики, но и для практики функционирования системы образования в условиях рыночных отношений.
Его воспитанники, получив первоначальное общее и профессиональное
коммерческое образование, имели возможность значительно раньше, чем выпускники коммерческого училища, начинать свою трудовую деятельность.
Сравнительный анализ отечественной и зарубежных систем
коммерческого образования свидетельствует о том, что на начальных этапах их становления и развития российская коммерческая школа не только не уступала западноевропейской, но по отдельным параметрам превосходила её, отличаясь более основательной базовой, общеобразовательной подготовкой воспитанников, широтой охвата учебных дисциплин профессионального цикла, наличием межпредметных связей.
Конгресс счёл целесообразным распространять
коммерческое образование как посредством школ, так и вечерних курсов.
Причём школы должны давать полное образование, а курсы специализироваться на отдельных направлениях
коммерческого образования.
Конгресс высказался за развитие женского
коммерческого образования и рекомендовал местным муниципалитетам, где это возможно, преобразовывать высшие начальные женские школы в профессиональные: промышленные или коммерческие.
Каждый член общества мог предложить правлению тему научной дискуссии или беседы, в ходе которых вырабатывались коллективные представления о научных основах
коммерческого образования, содержании и методике преподавания отдельных дисциплин в различных типах коммерческих учебных заведений.
Как показывают документы, желание провинциальных торгово-промышленных деятелей содействовать развитию
коммерческого образования проявилось довольно рано.
Независимый статус коммерческих училищ и высокая общественная значимость проекта развития
коммерческого образования привлекли внимание широкого круг учёных, педагогов, методистов.
Важное значение в практике
коммерческого образования придавалось урокам ручного труда, которые проводились в первых четырёх классах.
Предметом обсуждения на заседаниях комиссии были не только вопросы начального и среднего
коммерческого образования, но и вопросы организации высших курсов коммерческих знаний, предназначенных для подготовки преподавателей специальных дисциплин в коммерческих учебных заведениях [3].
– Потому что
коммерческого образования нет. Есть только государственное, бесплатное, и для его получения установлены жёсткие правила.
Перечисленные выше предметы составляли основной учебный план экономического факультета для лиц, не избравших какой-либо особой специальности, то есть для тех, кто стремился лишь к получению общего высшего
коммерческого образования (уровень современного бакалавриата).
Положительным в американской системе
коммерческого образования был опыт организации практических занятий.
Можно назвать лишь примерное число 4 – 5 тысяч учащихся к середине XIX века с учётом действовавших в стране форм
коммерческого образования.
На основе выступлений участников конгресса секция выработала практические рекомендации по организации
коммерческого образования.
Знакомство с протоколами съездов, особенно проходивших в начале 90-х годов, позволяет судить о высокой эффективности их работы, конструктивном подходе к решению многих насущных проблем
коммерческого образования.
На его страницах широко освещался отечественный и зарубежный опыт развития
коммерческого образования, публиковались проблемные статьи и методические рекомендации по преподаванию в коммерческих учебных заведениях общеобразовательных и специальных дисциплин.
Но можно, конечно, получить и высшее
коммерческое образование.