История советского крестьянства, его адаптация к советской действительности, трансформация
крестьянской культуры под воздействием советской партийно-бюрократической системы относится к таким проблемам.
С чего начиналось уничтожение вековой
крестьянской культуры? Конечно, с попытки окончательного уничтожения религиозного православного сознания.
Особенно значительными оказались потери
крестьянской культуры в музыкальной сфере и в сфере художественных промыслов.
Итак, новая марксистская идеология оказалась для крестьянства смертельной, она и вытеснила древнейшие разнообразнейшие проявления
крестьянской культуры.
Теми же электронными средствами была свершена стремительная подмена богатейшей музыкальной и песенной
крестьянской культуры эрзацами культурной химеры.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: летилан — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Сочетание внутренних и внешних обстоятельств в 60-е годы привело к угасанию
крестьянской культуры и традиционного крестьянского образа жизни.
Молот технического прогресса довершил дело:
крестьянская культура начала стремительно растворяться в едких растворах технической цивилизации.
Внимательному наблюдателю нынешнее состояние дел в стране не внушает пока оптимизма: демократический натиск на
крестьянскую культуру ничуть не слабее коммунистического.
Это, вероятно, можно объяснить не только давней научной традицией понимать под народной исключительно
крестьянскую культуру и говорить о ней отдельно, противопоставляя её то городской, то книжной, то официальной церковной – в зависимости от объекта изучения, но и многолетним запретом на изучение религий вне контекста «народных суеверий», действовавшим по совершенно разным мотивам в XIX и в XX вв.
Насильственные методы коллективизации, жёсткое планирование производственной деятельности, отсутствие у крестьян материальной заинтересованности в трудовой деятельности в результате лишения их результатов собственного труда привели к трансформации ценностных ориентиров
крестьянской культуры.
Кризис и деградация в духовно-нравственной сфере и в демографическом воспроизводстве современного российского общества во многом были определены событиями 1945-1953 гг., вследствие этого изучение региональной специфики трансформации
крестьянской культуры приобретает особый интерес.
Несмотря на то что к середине 50-х годов повседневное пространство
крестьянской культуры всё более определялось советскими новациями, в данный период наблюдалось возрождение многих сельских традиций и обрядов, прежде всего религиозных.
Полное исчезновение традиционной
крестьянской культуры в результате социалистических и коммунистических преобразований ведёт к нарушению диалектического единства традиционной и авторской культур и к развитию нравственного и культурного кризиса.
Главной опорой новой
крестьянской культуры становятся общежительные монастыри, созданные прп.
Это время отличалось особой активностью со стороны общественных деятелей, как бы ещё продолжавших позицию своих предшественников – поклонников старой
крестьянской культуры, к тому же оно отвечало пафосу революционных настроений.
Поэтому народная культура – это большей частью
крестьянская культура.
Народная
крестьянская культура стала научно изучаться этнографами и фольклористами, историками и литературоведами.
Формирование белорусов как современной нации развернулось в XIX столетии на базе
крестьянской культуры и традиции.
Само европейское общество в той же мере содержит как «восточное» начало в лице
крестьянской культуры в своей неподвижности, с её привязанностью к земле и силам природы, так и отличающееся мобильностью «западное» начало с его культом техники, богатства и денег, воплощённом в этосе купца и предпринимателя.
Так формировалась сословная
крестьянская культура. Может быть, кто-то удивлённо поднимет брови: «Разве существует такая?» Да!
Разрыв органики двух культур влиял на то, что
крестьянская культура постепенно стала утрачивать высокий профессионализм, а также тесную связь с церковной культурой.
Народная культура – всесословная, однако уже в XIX в. народная стала ограничиваться большей частью рамками
крестьянской культуры.
С запада на восток был направлен вектор движения, переносившего
крестьянскую культуру, сердцевиной которой был дом.
Это, конечно, поддерживалось тем, что в этом слове даже дважды выражена идея “индивидуализма” (один + лицо), а в русской
крестьянской культуре традиционно существовали такие ценности, как мир и община.
Патриархальная
крестьянская культура видела решение своей главной проблемы во всеобщем переделе земли.
Эта сдержанность («безжестие»), отличающая «новых рабочих» – признак городской цивилизации по отношению к
крестьянской культуре подчёркнутого широкого жеста и касания себя, – противостоит грубым жестам насилия («анимальности») «старых» рабочих на первых страницах романа.
Даже в лучших исследованиях, посвящённых
крестьянской культуре и магическому мышлению, часто предполагается вневременной характер верований и практик: неизменность, традиция, отсутствие новшеств считаются их определяющими признаками.
Результаты исследований кликушества и колдовства с начала XVIII века, когда оба явления попали под пристальное внимание государства и реформированной церкви, позволяют предположить наличие живой
крестьянской культуры на протяжении всего имперского периода.
Взгляды крестьян на одержимость бесами демонстрируют, как
крестьянская культура впитала православные представления о дьяволе и его приспешниках, в рамках этих представлений крестьяне вместе с духовенством стали участниками космической драмы торжества добра над злом.
Также изучение
крестьянской культуры проливает свет на связь, которую жители деревни видели между одержимостью и колдовством.
К нему обращаются образованные жители городов, давно утратившие связи с традиционной
крестьянской культурой, которая, казалось бы, была последним оплотом архаических дохристианских верований.
Как факты народной речи и одновременно как произведения устного народного творчества, как художественные микротексты народные паремии предоставляют богатый материал для исследования мировоззрения, эстетических и стилистических вкусов носителя традиционной русской
крестьянской культуры, для выявления национальной специфики народной культуры, ментальных особенностей социума и отдельных его членов.
Мир мечты, который она наполняла, с особенным эффектом воспринимался в деревнях, в наиболее отсталых регионах, где она «разрешала» отказ от этики самоотречения, принадлежавшей к старой
крестьянской культуре, в пользу новой культуры богатства, которая была характеристикой растущего уровня жизни в городе.
Советская власть, уничтожив традиционную
крестьянскую культуру, извела и брагу.