С чего начиналось уничтожение вековой
крестьянской культуры? Конечно, с попытки окончательного уничтожения религиозного православного сознания.
Особенно значительными оказались потери
крестьянской культуры в музыкальной сфере и в сфере художественных промыслов.
Итак, новая марксистская идеология оказалась для крестьянства смертельной, она и вытеснила древнейшие разнообразнейшие проявления
крестьянской культуры.
Теми же электронными средствами была свершена стремительная подмена богатейшей музыкальной и песенной
крестьянской культуры эрзацами культурной химеры.
Молот технического прогресса довершил дело:
крестьянская культура начала стремительно растворяться в едких растворах технической цивилизации.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: глиссирующий — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Внимательному наблюдателю нынешнее состояние дел в стране не внушает пока оптимизма: демократический натиск на
крестьянскую культуру ничуть не слабее коммунистического.
Это, вероятно, можно объяснить не только давней научной традицией понимать под народной исключительно
крестьянскую культуру и говорить о ней отдельно, противопоставляя её то городской, то книжной, то официальной церковной – в зависимости от объекта изучения, но и многолетним запретом на изучение религий вне контекста «народных суеверий», действовавшим по совершенно разным мотивам в XIX и в XX вв.
Формирование белорусов как современной нации развернулось в XIX столетии на базе
крестьянской культуры и традиции.
До сих пор подобные мотивы прослеживаются в западной
крестьянской культуре.
Европейский крестьянин стал творцом своеобразной
крестьянской культуры, в основе которой лежал тяжёлый труд на земле.
Полное исчезновение традиционной
крестьянской культуры в результате социалистических и коммунистических преобразований ведёт к нарушению диалектического единства традиционной и авторской культур и к развитию нравственного и культурного кризиса.
Как факты народной речи и одновременно как произведения устного народного творчества, как художественные микротексты народные паремии предоставляют богатый материал для исследования мировоззрения, эстетических и стилистических вкусов носителя традиционной русской
крестьянской культуры, для выявления национальной специфики народной культуры, ментальных особенностей социума и отдельных его членов.
Кризис и деградация в духовно-нравственной сфере и в демографическом воспроизводстве современного российского общества во многом были определены событиями 1945-1953 гг., вследствие этого изучение региональной специфики трансформации
крестьянской культуры приобретает особый интерес.
Главной опорой новой
крестьянской культуры становятся общежительные монастыри, созданные прп.
Это время отличалось особой активностью со стороны общественных деятелей, как бы ещё продолжавших позицию своих предшественников – поклонников старой
крестьянской культуры, к тому же оно отвечало пафосу революционных настроений.
Поэтому народная культура – это большей частью
крестьянская культура.
Народная
крестьянская культура стала научно изучаться этнографами и фольклористами, историками и литературоведами.
Само европейское общество в той же мере содержит как «восточное» начало в лице
крестьянской культуры в своей неподвижности, с её привязанностью к земле и силам природы, так и отличающееся мобильностью «западное» начало с его культом техники, богатства и денег, воплощённом в этосе купца и предпринимателя.
Так формировалась сословная
крестьянская культура. Может быть, кто-то удивлённо поднимет брови: «Разве существует такая?» Да!
Разрыв органики двух культур влиял на то, что
крестьянская культура постепенно стала утрачивать высокий профессионализм, а также тесную связь с церковной культурой.
Народная культура – всесословная, однако уже в XIX в. народная стала ограничиваться большей частью рамками
крестьянской культуры.
Насильственные методы коллективизации, жёсткое планирование производственной деятельности, отсутствие у крестьян материальной заинтересованности в трудовой деятельности в результате лишения их результатов собственного труда привели к трансформации ценностных ориентиров
крестьянской культуры.
Сочетание внутренних и внешних обстоятельств в 60-е годы привело к угасанию
крестьянской культуры и традиционного крестьянского образа жизни.
Несмотря на то что к середине 50-х годов повседневное пространство
крестьянской культуры всё более определялось советскими новациями, в данный период наблюдалось возрождение многих сельских традиций и обрядов, прежде всего религиозных.
Именно в
крестьянской культуре сохранились устойчивые представления о жизни, природе и морали.
С запада на восток был направлен вектор движения, переносившего
крестьянскую культуру, сердцевиной которой был дом.
Это, конечно, поддерживалось тем, что в этом слове даже дважды выражена идея “индивидуализма” (один + лицо), а в русской
крестьянской культуре традиционно существовали такие ценности, как мир и община.
Патриархальная
крестьянская культура видела решение своей главной проблемы во всеобщем переделе земли.
Эта сдержанность («безжестие»), отличающая «новых рабочих» – признак городской цивилизации по отношению к
крестьянской культуре подчёркнутого широкого жеста и касания себя, – противостоит грубым жестам насилия («анимальности») «старых» рабочих на первых страницах романа.
Даже в лучших исследованиях, посвящённых
крестьянской культуре и магическому мышлению, часто предполагается вневременной характер верований и практик: неизменность, традиция, отсутствие новшеств считаются их определяющими признаками.
Результаты исследований кликушества и колдовства с начала XVIII века, когда оба явления попали под пристальное внимание государства и реформированной церкви, позволяют предположить наличие живой
крестьянской культуры на протяжении всего имперского периода.
Взгляды крестьян на одержимость бесами демонстрируют, как
крестьянская культура впитала православные представления о дьяволе и его приспешниках, в рамках этих представлений крестьяне вместе с духовенством стали участниками космической драмы торжества добра над злом.
Также изучение
крестьянской культуры проливает свет на связь, которую жители деревни видели между одержимостью и колдовством.
По существу не аграрии в институте, а именно она, открыла для меня мир традиционной
крестьянской культуры.
История советского крестьянства, его адаптация к советской действительности, трансформация
крестьянской культуры под воздействием советской партийно-бюрократической системы относится к таким проблемам.
Мир мечты, который она наполняла, с особенным эффектом воспринимался в деревнях, в наиболее отсталых регионах, где она «разрешала» отказ от этики самоотречения, принадлежавшей к старой
крестьянской культуре, в пользу новой культуры богатства, которая была характеристикой растущего уровня жизни в городе.
Советская власть, уничтожив традиционную
крестьянскую культуру, извела и брагу.