В-четвёртых, кампания коллективизации оживила и проэксплуатировала традиционные стереотипы
крестьянского сознания, в совокупности составлявшие общинную этику.
Он разве что с иронией и даже может быть с издёвкой, совсем не свойственной
крестьянскому сознанию, производит такой передел.
Между тем тезис о невозможности адекватно воспроизвести
крестьянское сознание средствами литературы образованного сословия имеет вполне конкретную генеалогию и легко обнаруживается во французской литературной традиции.
Земля постепенно сосредоточивалась в руках зажиточных дворов, а в
крестьянском сознании начинало укореняться понятие о частной собственности на землю.
Отводя рассудку и мысли весьма скромное место в общей картине работы
крестьянского сознания, авторы середины XIX в. были вынуждены опираться на изображение эмоций, чувств, невербализованных актов сознания, телесных аффектов, абстрактных символических форм (именуемых в науке «mentalese»).
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: яснёхонький — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Внезапно возникнув, они столь же внезапно гасли, не только не закрепляя в
крестьянском сознании каких-либо зачатков идеи о праве народа на сопротивление несправедливым притеснениям власти, но, напротив, порождая синдром «повинной головы», ещё больше усиливая стереотип рабского повиновения хозяину.
Ещё задолго до того, как критика 1850‐х гг. поставила проблему повествовательной репрезентации простонародного и, в частности,
крестьянского сознания, проза о крестьянах 1840‐х гг. оказалась на редкость рефлексивной и даже метаописательной – содержала немало рассуждений нарратора о свойствах крестьянского мировосприятия в сравнении с людьми иных сословий.
Справедливости ради надо сказать, что в основе отказа армии воевать летом 1941 г. лежал не только крестьянско-большевистский антагонизм, но и традиционная отчуждённость
крестьянского сознания от самой идеи государственности.
Консерватизм как характерный архетип
крестьянского сознания основывался на нежелании и боязни радикальных перемен.
Восприятие свободы в
крестьянском сознании носило неизгладимую печать традиционной русской «воли».
Поэтому, когда феодализм, в котором собственность какого-нибудь «князька» в
крестьянском сознании была и народной крестьянской собственностью (речь, конечно, о земле), сменился капитализмом, где земля стала исключительно помещичьей – то народ естественно начинал протестовать против таких несправедливостей.
Однако крестьянами (в прямом значении слова, подразумевающем обработку собственного земельного надела, а раньше ещё и барского; молебны о ниспослании дождя, опахивание села как средство от моровых поветрий и прочие обряды, из века в век формировавшие
крестьянское сознание) они никогда не были.
Так – проталкивать его в
крестьянское сознание!